Сцена из спектакля Театра наций "Кто боится Вирджинии Вульф?"

Сцена из спектакля Театра наций "Кто боится Вирджинии Вульф?"

Театр Наций

Сумасшедшая, страстная, смелая пьеса Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» стала последней премьерой этого года в Театре наций. Поставил эту популярнейшую пьесу 33-летний режиссер Данил Чащин, у которого в его послужном списке уже не один десяток работ, из них половина — в московских театрах, но пока ни одной всерьез удачной.

Впервые поставленная на Бродвее в 1962 году, пьеса Олби мгновенно стала скандально популярной. Зрители выходили раздавленными тем количеством скелетов, что вывалились на них за три часа действия — американская сцена к такому еще не привыкла. В пьесе — две супружеские пары, постарше и помоложе. Постарше — это университетский профессор истории Джордж (Евгений Миронов) и его жена Марта (Агриппина Стеклова). Глубокой ночью к ним заезжает в гости пара помоложе, с которой хозяева познакомились накануне на вечеринке, — Ник (Александр Новин) и Хани (Мария Смольникова). Джордж и Марта затевают опасную психологическую игру, вскрывая масштабный разброс собственных чувств — от взаимной ненависти до взаимной любви, — и втягивая в эту игру новых друзей. Более чем 20-летний брак героев дал трещину, огнедышащая Марта требует от вяловатого Джорджа новой остроты ощущений и привлекает молодую пару как катализатор очередной семейной бури.

Известно, что Олби должен был получить за пьесу Пулитцеровскую премию, но в последний момент произошел скандал — внезапно премию в тот год вовсе отменили, исключительно ради того, чтобы не давать ее этой сомнительной пьесе. Жюри премии объяснило, что герои частенько пускают в ход обсценную лексику, а бесконечные аллюзии к сексу совсем уж непристойны. Пуританские нравы в Америке начала 60-х рулили гуманитарной сферой жизни из последних сил.

На сцене Театра наций обсценной лексики, как завещал великий Олби, навалом. Публика, как водится, смеется после каждого непарламентского выражения, и порой кажется, что большинство зрителей ходят в театры послушать мат, потому что в жизни им его не хватает. Можно было бы сказать, что это проблемы публики, если бы режиссер так охотно не педалировал эти слова — словно сам только-только избавился от недреманого ока завуча. То, что для Америки начала 60-х было своего рода отвагой, для Москвы 2022-го — вполне привычная вещь, и смысл упиваться сквернословием давно исчез. Ну разве что от собственного инфантилизма и желания во что бы то ни стало порадовать публику недавней «запрещенкой».