Футбольная война или «100-часовая война», военный конфликт между Сальвадором и Гондурасом, продолжавшийся шесть дней (с 14 по 20 июля 1969 года)

Футбольная война или «100-часовая война», военный конфликт между Сальвадором и Гондурасом, продолжавшийся шесть дней (с 14 по 20 июля 1969 года)

Youtube

«Сначала вы пытаете их психологически. Если вы допрашиваете марксиста или революционера, заставить говорить такого человека нелегко. Если это важная персона — скажем, журналист, учитель, лидер студентов или рабочих — такого человека не подвергают жестокому обращению с самого начала. Конечно, его могут ударить, но после этого, когда его приводят в комнату для допросов, с ним начинают обращаться как с другом. Вы пытаетесь убедить его, что понимаете его идеализм».

Так весной 1984 года описывал деятельность спецслужб Сальвадора бывший сотрудник управления по делам казначейства, которое принимало участие в антикоммунистических операциях. По словам собеседника журналиста Аллана Нэйрна, он занимал важную должность до 1981-го, но покинул правительственные структуры из-за конфликта с начальством. Затем он обосновался в США без легального статуса под прикрытием религиозной общины. Мужчина отказался признавать личное участие в пытках, но подробно рассказал, как они осуществлялись.

«Когда ты пытаешься расколоть его в первый раз, то изображаешь из себя достойного человека, а не убийцу. Ты говоришь, что ты не такой подонок, как другие. Стараешься подружиться с ним, предлагаешь ему еду и газировку. Спрашиваешь, где живут его родители, обсуждаешь его жену и детей. Ты даешь ему понять, что его семья находится у вас, но не говоришь открыто, что с ними. Это оказывает удивительное воздействие».

По словам информатора, который использовал псевдоним Рене Хуртадо, все сотрудники спецслужб в Сальвадоре проходили месячный инструктаж у американских инструкторов. Сотрудники ЦРУ объясняли местным, как максимально эффективно избивать людей толстыми справочниками, пытать электрическим током и подвергать психологическим манипуляциям. Кроме знаний, полученных на семинарах, каждому сальвадорцу выдавалось руководство по техникам ведения допроса на испанском.

«После всех разговоров, начинается физическая пытка. Сначала пленника заводят в маленькую темную комнату и не дают спать. Его кладут на кроватную раму без одежды и в наручниках. Комната жутко воняет из-за мочи и экскрементов предыдущих пленников, и вы держите его там около недели, чтобы к тому моменту, когда вы перейдете к следующей пытке, его нервы были на пределе. Есть много разных методов, как сделать человеку больно: можно отрезать куски его кожи и прижигать его сигаретами. Вас учат, как бить в живот, чтобы причинять как можно более сильные страдания. Как бить током, пропускать снаряды через мозг и через желудок. Если он все еще не говорит, вы ведете его к грязному туалету, надеваете перчатки и опускаете его головой внутрь где-то на полминуты. Затем вытаскиваете и опускаете еще раз. И так снова и снова».

В 1980-х многие участники сальвадорских эскадронов смерти утверждали, что их жертвами становились лишь опасные радикалы левого толка. В действительности они пытали и убивали самых разных людей — от выступавших против милитаристской автократии студентов до маленьких детей и священников, призывавших к прекращению насилия. Одним из основных факторов, которые привели к ужесточению режима, стал шестидневный конфликт с Гондурасом, получивший известность — не совсем обоснованно — как Футбольная война.

Футбольная война или «100-часовая война»

YouTube