В издательстве «Новое литературное обозрение» выходит книга исследователя, старшего научного сотрудника Школы дизайна Нортумбрийского университета Эллен Сэмпсон «Стоптанные. Обувь, эмоциональная привязанность и аффекты ношения».

Подержанные и несовершенные предметы одежды часто находятся на периферии моды и потому оказываются вне поля зрения ее исследователей. Тем временем большая часть наших взаимодействий с одеждой состоит именно в ее ношении. Выбрав обувь в качестве объекта своего исследования, Эллен Сэмпсон прибегает к различным научным методам (от феноменологии и антропологии до психоанализа, философии и истории искусств), чтобы рассказать о живой природе отношений между обувью и ее владельцем. Автор анализирует аффективные и мнемонические механизмы, связанные с обувью, демонстрируя, как оставленные на ней следы воплощают человеческий опыт.

Одетое тело в движении

Если ношение одежды — это отношения, основанные на прикосновении, то невозможно отделить опыт ношения от опыта движения, от перемещений наших тел во времени и пространстве. Тактильные отношения, связанные с ношением одежды, следует рассматривать не изолированно, а только в контексте действий, которые совершает одетое тело; так что ношение как предмет исследования может быть точнее выражено через глагол: «носить, выполняя действия». Поскольку большинство из нас одеты в течение большей части периода бодрствования (и часто, когда мы спим), можно утверждать, что большая часть нашей жизни тратится на ношение-во-время выполнения того или иного действия. Ношение одежды само по себе редко является причиной для одевания, напротив, оно является процессом, который позволяет нам совершать другие действия и иначе себя вести.

Возможно, это именно та точка, в которой изучение повседневной одежды наиболее явно расходится с изучением «моды», какой ее показывают модные журналы и модели на подиуме. Тела, представленные в модных журналах и образах, зачастую в основном заняты тем, что демонстрируют моду, воплощают собой «модность». Нет никакого «ношения-во-время» — вместо этого модное ношение одежды является их целью само по себе: ношение как цель, деятельность и результат. Как отмечают Эванс и Армстронг и Макдауэлл, эта искусная конструкция и перформанс профессионального модного тела — нечто совершенно отличное от повседневного одевания.