Издательство «Альпина нон-фикшн» выпустило книгу «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира».

Райли Блэк воспроизводит картину событий массового вымирания мелового периода на примерах конкретных животных так, словно присутствовала там и тогда сама. Все начинается в преддверии катастрофы, а затем мы следуем по пути героев книги в разные дни их жизни: через час, через день, месяц, год, столетие, вплоть до миллиона лет после столкновения нашей планеты с астероидом.

Пока на Землю надвигается конец света, мы узнаем, как мучается от раковой опухоли трицератопс, как трудно прокормить свое огромное тело тираннозавру рекс и как опасен этот мир для едва вылупившегося из яйца и брошенного мамой аламозавра. Но самое страшное — и самое интересное — впереди. Чтобы не отвлекать читателя от сюжета, в конце книги Блэк дает обширное приложение с комментариями, поясняющими, какие из описаний соответствуют научным фактам, а что в портретах и биографиях героев домыслено. Впрочем, наука не стоит на месте, и вполне вероятно, что сегодняшние гипотетические построения автора завтра найдут подтверждения.

Древнейшие приматы не стали дожидаться, пока тираннозавр, торозавр и им подобные сойдут с эволюционной сцены. Около 67 миллионов лет назад, когда век динозавров, казалось, должен был растянуться на многие эпохи, по деревьям начали бегать млекопитающие нового вида. Они чем-то напоминали древесных землероек — длинные пушистые хвосты, треугольные мордочки с зубами, одинаково пригодными для ловли насекомых и пережевывания фруктов, и когтистые хваткие конечности, способные поворачиваться в разные стороны и цепляться за кору деревьев. Это были первые пургатории, крохотные обитатели крон деревьев и впервые появившиеся на Земле представители приматов.

Они легко могли погибнуть в катаклизме, вызванном астероидом. Пургатории, по сути, были привязаны к деревьям. Маленьким приматам нужны были дупла для сна, фрукты для еды, а также насекомые, которые прятались среди листьев и ветвей. Жилища пургаториев стали хворостом в печи, в которую превратилась тогда земная атмосфера, а лесной пожар поглотил большую часть того, что осталось. Многие приматы погибли. Но выживших оказалось достаточно, чтобы продолжать размножаться и находить пропитание на руинах старого мира. Там, где погибли могучие аламозавры и хитрые атроцирапторы, пургатории каким-то образом выжили.

Маленький примат не обезьянка. У пургаториев нет противостоящего большого пальца. Они даже не особенно смышленые по сравнению с другими млекопитающими того времени. Глядя на пургаториев, если не знать, кто последует за ними, можно подумать, что это просто мелкое суетливое насекомоядное, каких много было и до, и после него. Но у нас есть привилегия знания. Эта самка-пургаторий вместе со своими малышами оказалась в целости и сохранности и является одним из старейших представителей семейства плезиадапиформ — похожих на белок приматов, которые стали заселять верхушки деревьев, когда животные вроде эоконодона и карсиоптиха сделали домом лесную подстилку.