#RIPVine – обидный хэштег оккупировал Instagram почти одновременно с появлением в социальной сети возможности снимать короткие видео с красивыми фильтрами и с тех пор успел разрастись до нескольких десятков тысяч постов. Широкая публика не сомневается, что сервис шестисекундных роликов Vine теперь ждет быстрая и мучительная смерть. Все это похоже на обычную истерику вокруг любой конкуренции между интернет-компаниями – «A убьет Б» и прочее. Однако с момента официального начала войны между приложениями прошел уже почти месяц, и сейчас у нас достаточно данных, чтобы более или менее уверенно констатировать: у Vine действительно проблемы.

Vine удалось создать отдельный мир со своей уникальной стилистикой, локальными поп-звездами и мемами. В принадлежащем Twitter видеосервисе показывали тизеры летних киноблокбастеров, а известные музыканты презентовали новые альбомы. Это служило идеальной рекламой, и каждый новый день десятки тысяч человек регистрировались в модной соцсети: только среди владельцев iPhone к началу лета их набралось более 13 млн. Наглядной демонстрацией сумасшедшей виральной популярности Vine служил тот факт, что с момента дебюта в январе этого года видеоэпп почти никогда не покидал пятерку самых популярных приложений в американском App Store. А теперь посмотрите на этот график:

С 20 июня (именно в этот день в Instagram появилось видео) позиции Vine в чартах Apple сильно пошатнулись. В результате ослабевает приток свежей крови – разница в трафике между местом в первой десятке и местом в третьей десятке может быть колоссальна. Думаете, США исключение? На крупнейшем рынке Западной Европы – в Великобритании – Vine рухнул с пятого места (20 июня) до двадцатого места (16 июля). В Испании, Франции, Бразилии Vine и вовсе выпал из первой сотни. У многих людей словно пропал стимул разбираться в Vine. Зачем, если хорошо знакомый Instagram дает аналогичные возможности?

Но и это далеко не все. Согласно статистике компании Topsy, которая анализирует активность людей в Twitter, количество ссылок на Vine с конца июня резко сократилось.

Из поведения пользователей Twitter нельзя делать глобальных выводов. Но это все равно крайне удручающие новости для Vine. Twitter – это что-то вроде домашней арены для сервиса. Уступить здесь своему главному конкуренту должно быть вдвойне обидно и опасно. Учитывайте также, что с недавнего времени Twitter запрещает вставлять посты из Instagram непосредственно в твиты.

В таких случаях, кажется, принято говорить, что прошло совсем мало времени и еще ничего не ясно. Это действительно так, и слухи о смерти сильно преувеличены: у Vine гигантское комьюнити преданных и креативных фанатов, которое не испарится в одночасье. Но мы можем с уверенностью утверждать, что Instagram удалось помешать стремительному росту Vine и перехватить инициативу.