На прошлой неделе Google сенсационно рассталась со своим самым громким приобретением в истории – Motorola. При этом не все заметили, что интернет-компания оставила себе не только часть патентов бывшего мобильного гиганта, но и самое его любопытное подразделение – секретную лабораторию Передовых технологий и продуктов (Advanced Technology and Products). ATAP под началом бывшей главы Агентства перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA) Регины Дуган занимается разработкой футуристичных концепций вроде модульного смартфона Ara.
Всего за две недели до продажи Motorola к ATAP присоединился Иван Пупырев – дизайнер в сфере взаимодействия человека и компьютера с мировым именем и двадцатилетним опытом, получающий уже три года подряд различные награды за свои разработки и попавший недавно в список самых креативных людей планеты по версии журнала Fast Company. Иван Пупырев окончил МАИ, а диссертацию защищал в Ууниверситете Хиросимы по теме трехмерных пользовательских интерфейсаов в виртуальной реальности – технологии, которая только сейчас постепенно начинает выходить на массовый рынок. За этим последовала восьмилетняя карьера в компьютерной лаборатории Sony и еще несколько лет в исследовательском центре Disney, откуда он и ушел в Google.
App Heroes поговорил с Пупыревым о его работе и будущем интерфейсов.

Главный интерес Пупырева в данный момент – это слияние человека с компьютером. «Уже давно вырисовывался определенный тренд, согласно которому технологии начнут вживляться в наши организмы. Они будут делать нас сильнее, быстрее, умнее и так далее. В целом это ведь уже происходит? Мы носим очки, например. Но это только начало. Скоро мы будем придумывать компьютеры, которые будут совместимы с биологией нашего тела», – говорит Пупырев.
В конце прошлого года он разработал в Disney Research проект под названием Ishin-Den-Shin – системы, позволяющей передавать звук при помощи человеческого тела. Вы говорите свое послание в микрофон, а подсоединенная к нему звуковая карта записывает его и сохраняет как зацикленный звук (loop). Затем небольшой встроенный усилитель низких частот переводит звук в высоковольтный низкоточный сигнал. Пока вы держите микрофон в руках, ваше тело становится очень тихой колонкой, благодаря образовавшемуся вокруг него электростатическому полю. Достаточно лишь коснуться уха собеседника – он услышит шепот.
https://www.youtube.com/embed/Iw1FhmY1sIU?rel=0
Другой мотив творчества Пупырева – осязание. Например, в Sony он придумал технологию под названием TouchEngine – интерфейс, способный давать физическую отдачу от нажатия на тачскрин на манер механических кнопок. «В конце 1980-х годов Марк Вайзер (Mark Weiser) предложил концепцию “повсеместных компьютеров”, согласно которой в будущем почти во все окружающие нас предметы будут встроены вычислительные устройства. А значит, ими нужно будет как-то управлять», – отмечает Пупырев.
Эта идея буквально оживает в исследовательском проекте Пупырева в Disney под названием Touché. Эта технология переосмысливает привычные модели распознания прикосновений и позволяет придать свойства мультитач-экрана фактически любой поверхности или даже жидкости. Это открывает невообразимый простор для бытовых инноваций: молоко сможет учить детей правильно есть хлопья, дверь запираться, когда вы полностью схватились за ручку, телевизор включаться, как только хозяин квартиры плюхнулся в кресло.
https://www.youtube.com/embed/E4tYpXVTjxA?rel=0
Проект Botanicus Interacticus – дальнейшее развитие технологии Touché. C его помощью можно уловить прикосновения пользователя к растению. Эта разработка команды Пупырева пригодится Disney в развлекательных целях – представьте, что вы сможете общаться с растениями в Диснейленде.
«Да, я действительно хочу к такому прийти. Мы сейчас входим в период экспоненциального роста. Это на самом деле необычная ситуация, которая характеризуется простым обстоятельством: все будет меняться очень быстро и с непредсказуемыми результатами», – говорит ученый.
https://www.youtube.com/embed/EcRSKEIucjk?rel=0
При этом большинство идей Пупырева не кажутся слишком реалистичными, не так ли? Но, по его словам, так и должно быть. У исследователей в области взаимодействия человека и компьютера есть два выбора, говорит ученый. «Либо вы идете в область, которая довольно устойчива, – тогда вы знаете точно, что будет работать, а что не будет. Либо вы начинаете интересоваться вещами, которые практически непоняты. Во втором случае велик риск, что у вас ничего вообще не получится. Но я выбираю именно этот путь».
Как Пупыреву приходят в голову подобные идеи? «Грубо говоря, я пытаюсь жить в будущем. В настоящем – я турист. Я вот представляю себя в XXII веке и пытаюсь рассказать людям, что их ждет».