Потеря стоимости автомобиля – ключевой параметр стоимости владения. Наверное, следует пояснить – почему. Посудите сами, человек купил автомобиль и вложил в эту покупку определенные деньги, но через 2–3 года он вернет лишь часть от потраченной суммы. Эта потерянная стоимость, та, которую он недополучит, и составляет плату за право владения автомобилем. В ряде случаев эта величина составляет половину, а то и более от всей стоимости владения автомобилем. Рассмотрим, какие факторы влияют на обесценивание автомобиля. Возраст, пробег, режим эксплуатации, популярность автомобиля на рынке, класс машины – это лишь некоторые из них. Значительно способствует обесцениванию автомобиля выход следующего поколения той же модели. Спрос на модель до рестайлинга падает, а как следствие – и цена на вторичном рынке. У автомобилей, популярных на рынке, обесценивание происходит плавно, с каждым годом понемногу. Автомобили, не востребованные рынком, сначала резко дешевеют, а затем уже остаются приблизительно на одном и том же уровне. В некоторых же случаях обесценивания автомобиля вообще не происходит. Например тогда, когда модель или комплектация дефицитные: при небольшом пробеге и сроке эксплуатации такой автомобиль может стоить дороже, чем новый. Чаще всего так бывает, когда дилеры искусственно подогревают интерес к какому-то автомобилю: очередь на модель больше полугода. Сейчас такая тенденция существует по моделям BMW X6. Машин в наличии нет, а те, которые продают с небольшим пробегом, стоят, в среднем, на 12% дороже, чем новые по прайс-листу дилера. Некоторые бренды более устойчивы к старению и обесцениванию, чем другие. Кстати, несмотря на то, что есть бренды, которые считаются более надежными и качественными, чем другие, не всегда они будут дешеветь медленнее. Mercedes в цене будет падать быстрее, чем, скажем, Chevrolet, хотя большинство наверняка скажет, что «Мерседес» качественнее. Преимущество более дорогого автомобиля станет очевидно на четвертом-пятом году жизни, когда обесценивание начнет происходить более плавно. Падение цены Chevrolet будет более последовательным, при этом за десять лет автомобиль практически обесценится. Еще один интересный аспект – национальные отличия. В Европе процесс обесценивания носит ярко выраженный экспоненциальный характер. Автомобиль вышел за ворота дилерского центра и сразу потерял в цене 10–15% от стоимости. До конца года автомобиль обесценится на 20%–30%. То есть, это достаточно резкое падение. В России падение для большинства моделей в первый год не такое резкое, исключение составляют единицы. Это связано с тем, что отечественный рынок еще только развивается, нет еще четко сформировавшегося объема продаж, как среди новых машин, так и среди б/у. У нас то очереди на автомобили, то целые склады затоварены. Многие считают, что остаточная стоимость машины – виртуальная величина: кому-то кажется, что справедливая цена за машину с пробегом одна, другому видится правильной другая. Как же прийти к единому мнению? Для этих целей существуют профессиональные инструменты, так называемый «калькулятор оценщика». В свое время я занимался разработкой одного из них – это калькулятор остаточной стоимости автомобиля MotorWert. Вот лишь некоторые данные, полученные с помощью этого аналитического инструмента. Несколько бюджетных автомобилей с одинаковыми двигателями и коробками передач: Hyundai Accent, Renault Logan и Chevrolet Lacetti. Все три входят в топ-10 по продажам в России. За первый год все три теряют в цене примерно одинаково – около 9%. Расхождение начинается дальше. На второй год владения Hyundai Accent просядет сильнее всего: потеря в его стоимости составляет около 26%. А наиболее устойчивый к обесцениванию автомобиль – Lacetti. В его случае потеря составляет всего 14%. Logan занимает промежуточную позицию: он теряет 26% от своей первоначальной стоимости лишь в конце третьего года эксплуатации. Другой пример, класс С – корпоративный парк. Наиболее популярными представителями этого класса считаются Ford Focus, Opel Astra и Toyota Corolla. Здесь ситуация складывается довольно интересная. Сразу выбивается из общего ряда Opel Astra. Focus и Corolla за первый год эксплуатации теряют в цене одинаково – около 7%. Opel теряет заметно больше. Очевидно, влияние стереотипов: «любой автомобиль когда-нибудь станет Opel». Но, в отличие от Hyundai Accent, Opel дальше так резко падать не будет. Он потерял свои 10% за первый год и дальше, за второй и третий год эксплуатации, подешевеет всего на 23%. Toyota Corolla в этой тройке оказывается наиболее устойчивым к потере остаточной стоимости. Возможно, дело в том, что его многие считают более надежным и качественным автомобилем, чем Ford или Opel. За все три года жизни Corolla теряет всего 20% первоначальной цены. А вот Ford Focus, который имел одинаковые позиции с Corolla после первого года эксплуатации, на второй год опускается до уровня Opel Astra, а на третий год и ему уступает 4%. И с позиции лидера переходит в аутсайдеры. А ведь в свое время, когда на Ford Focus были огромные очереди, автомобиль через полгода мог стоить дороже, чем новый… Рассмотрим рейтинг обесценивания внедорожников-паркетников. Наиболее классическая ситуация оказывается у Toyota RAV4. В первый год автомобиль переживает 27-процентное падение стоимости. На второй и третий год жизни падение замедляется: модель будет терять по 6%. Honda CR-V устойчива к падению в течение первого года. У нее происходит минимальная потеря стоимости – около 5–6%. Но на второй год возникает проседание, отыгрывается тот факт, что в первый год срабатывал фактор дефицитности, который для двухлетнего автомобиля уже не играет роли. Nissan X-Trail обесценивается плавно: он в течение каждого из первых трех лет теряет порядка 10% от своей стоимости. Это связано с устойчивостью спроса на эту модель. А наиболее интересная ситуация в E-классе. Для примера возьму Audi A6, BMW 5-серии и Mercedes E-класс. E-класс за 3 года теряет более 40%. Еще больше теряет BMW. А Audi за три года теряет всего чуть более 30%. В данном случае, A6 оказывается наиболее устойчивой к обесцениванию. Это связано, в том числе, и с ценовой политикой компании, и с уровнем ремонтопригодности модели. Зачем вообще исследовать обесценивание разных моделей? Без этого невозможно развитие trade-in: эксперты, которые принимают у клиентов автомобили и затем продают их, должны знать тенденции. Таким образом, дилеры могут оценивать, как быстро следует перепродавать полученный от клиента автомобиль, и, что не менее важно, таким образом они могут точнее прогнозировать свою выручку. Для обычного потребителя, за исключением момента непосредственной перепродажи, остаточная цена автомобиля менее важна. Ведь общая стоимость владения складывается из большого числа показателей. Помимо собственно обесценивания, это и затраты на налоги, и страховка, и топливо, и ТО. Суммарно перечисленные параметры составляют около 95% от общей стоимости владения автомобилем. Дальнейшие затраты субъективны: они возникают в зависимости от характера эксплуатации (агрессивное вождение способствует более быстрому изнашиванию ходовых механизмов) и от желания владельца инвестировать в свой автомобиль (тюнинг). Кроме того, существуют такие параметры, как развитость сервисной сети или различная стоимость парковки. К примеру, стоимость владения по всем основным факторам у Audi A3 будет выходить около 8 руб. на 1 км пробега (за первые четыре года эксплуатации при общем пробеге за этот срок 60 000 км). Обесценивание будет составлять примерно половину от этой цифры. В премиум-классе (Audi A6) стоимость владения будет куда выше – примерно 16 руб. В этом случае сильно возрастают затраты на страховку и налоги, стоимость ТО и расход топлива. При этом в стоимости владения обесценивание уже составляет больше половины, и никакие другие показатели, которые тоже растут, не способны перекрыть параметр обесценивания. Многие производители пробуют влиять на стоимость владения автомобилем, стремятся к тому, чтобы автомобиль не обесценивался слишком быстро. Они пытаются привлечь интерес к бренду, стараются внушить покупателю, что их автомобили лучше и надежнее, чем у конкурентов. Устойчивость к обесцениванию может стать серьезным конкурентным преимуществом для автопроизводителя. С другой стороны, производитель выпускает обновления модели. И именно таким образом он мотивирует клиента продать старый автомобиль и купить новый. Он пытается таким образом замкнуть цикл и стимулировать более частое обновление парка. Хотя рискну предположить, что в среднесрочной перспективе автомобили начнут выдавать бесплатно. Клиент будет платить только за обслуживание. Именно так в ряде стран произошло с сотовыми телефонами. В Европе никто не покупает телефон сам по себе, продается не телефон, а контракт. То, что в России это пока не так, – лишь результат разницы в психологии, менталитетах. Какой совет можно дать тому, кто решит продавать в ближайшее время свой автомобиль? Во-первых, самая большая погрешность в расчетах возникает у машин премиум-класса. Минимальная погрешность будет в B-классе и в сегменте бюджетных автомобилей. Полноценную оценку автомобиля человеку, который профессионально этим не занимается, сделать самостоятельно будет трудно. Должен предостеречь от распространенного способа: обращаться за помощью к интернету, устанавливать цену в зависимости от тех цен, которые просят за свои машины там. Почему? Во-первых, только непосредственный владелец знает о своем автомобиле все, – ну, или почти все. Найти аналог, распознать его в сети не так-то просто. А ведь объявления, которые размещают на сайтах, могут быть и ненастоящими. Дилерам, к примеру, очень выгодно стимулировать обесценивание того или иного бренда. В сеть выкладывается целая серия поддельных объявлений с очень низкой ценой. Это могут быть автомобили одного бренда или даже один и тот же автомобиль, только в разных цветах. Фотографии тоже можно подделать. Цель таких «акций» – убедить человека, что его автомобиль стоит дешевле, чем на самом деле. Крупнейшие сайты, вроде auto.ru, с этим борются, но победить до конца не могут. В этом смысле куда надежнее пользоваться либо профессиональными аналитическими инструментами, либо данными о реальных продажах. На основе реальных сделок какие-то выводы уже делать можно. Но для большинства эти данные недоступны. Если уж и пытаться рассчитать цену самостоятельно, оптимальный вариант – формула, при которой автомобиль в год теряет 10%. При этом погрешность составит порядка 20%. Для недорогих машин такая формула оптимальна, с автомобилями по цене свыше 700 000 руб. такая погрешность, конечно, уже достаточно существенна.