Декабрь всегда был показательным месяцем для потребительских настроений. Каждый год крупнейшие сети отчитывались о хорошем росте в IV квартале. Но, как показали последние отчеты продуктовых ритейлеров, расхожее мнение о секторе как оплоте стабильности ошибочно. По итогам года выяснилось, что россияне предпочли экономить на еде в пользу товаров не самой первой необходимости. Первым поднял тревогу исследовательский холдинг «Ромир», сообщив, что расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в декабре 2011-го выросли по сравнению с декабрем 2010-го всего на 6,5%. Это самый низкий показатель роста за последние три года: даже в конце 2008-го, в самый разгар первой волны кризиса, рост расходов составил 25% (23% – в 2009-м, 18% – в 2010-м). Расчеты аналитиков можно было бы подвергнуть сомнениям. Но тот факт, что потребители остановились и больше не увеличивают свои траты на еду, стал подтверждаться отчетностью компаний. Последние месяцы года оказались для многих наиболее неудачными, сорвав планы по годовым показателям. Например, рост общей выручки в декабре у «Магнита» оказался на 20 п.п. хуже, чем в среднем за год. В целом сопоставимая выручка (без учета открытых и закрытых за год магазинов) ритейлера в IV квартале 2011 года увеличилась всего на 3,1%. У других было немногим лучше или даже хуже: «О'кей» показал увеличение на 5,6%, а X5 Retail Group вовсе заявила о сокращении на 2% (впервые в истории!), что вызвало 15%-ное падение котировок на LSE к закрытию торгов. Надежды улучшение за счет новогодних настроений после провала в начале осени оказались напрасными и у рестораторов. Сопоставимая чистая выручка «Росинтера» в декабре выросла всего на 0,4% по сравнению аналогичным периодом 2010 года: средний чек увеличился на 6%, но число транзакций упало на 5,3%. Комментируя не слишком впечатляющие результаты, участники рынка ссылаются на низкую продуктовую инфляцию, которая снижалась на протяжении года и к его концу упала до 3,9%. Непосредственно в декабре относительно ноября 2011-го рост цен составил 0,7%. Но вряд ли дело только в низкой инфляции – в 2009 году она тоже была невысока (6,1%), однако это не помешало той же X5 добиться роста LFL-продаж в 16%. Наконец, низкой была и общая инфляция, но почему-то она не отразилась на показателях компаний непродуктового сектора. Так, «М.Видео» показала в декабре увеличение LFL-продаж на 17% (за IV квартал – на 14%), «Евросеть» в последнюю неделю года продала на 21% больше телефонов, чем за тот же период 2010-го (прошлогодний прирост составил 10%). Компания реализовала 520 000 аппаратов – абсолютный рекорд для «Евросети» за всю историю ее существования. Продажи телефонов у МТС выросли на 50%. О существенном увеличении заявляют представители непубличной компании Mercury (товары класса люкс). Конечно, кризис сыграл свою роль. Но важнее оказался другой фактор – насыщение продуктового рынка. Значительное число людей уже дошло до того состояния, когда их устраивает тот набор продуктов, который они регулярно покупают, и они не намерены его увеличивать. Тем более, что в России расходы на питание и так в среднем составляют около 48% бюджета потребителей – очень высокая цифра. К этому можно добавить стагнацию реальных денежных доходов населения. В итоге, как ни парадоксально, людям стало просто выгоднее сэкономить на продуктах (так как больше не на чем) и покупать что-то другое. Смартфоны, например. Это опять же подтверждается данными Росстата: рост продаж продовольственных товаров за 11 месяцев 2011 года составил чуть больше 3%, непродовольственных – 10,7%. Участникам рынка пора привыкать жить в состоянии стагнации, в которую скатилась торговля продуктами питания, утверждают эксперты ВШЭ. В своем свежем отчете, посвященном индексу экономических настроений, они отмечают, что в новых условиях продуктовым ритейлерам станет сложнее использовать схемы, связанные с ростом цен на продукцию. Что делать? Совершенствовать стратегию продаж. Но даже в случае успеха им, скорее всего, придется довольствоваться приростом сравнимых продаж в 2–5%.