Еще один скандал с китайской статистикой – «потерян» $1 трлн

Китайцы продолжают удивлять. Экономист Кристофер Болдинг из бизнес-школы HSBC при Пекинском университете проанализировал официальную статистику КНР по инфляции за 2000–2011 годы. Ну как проанализировал... Хватило простых арифметических расчетов, чтобы увидеть нестыковки. Нацбюро статистики Поднебесной сильно завышает долю городского населения. Много и других несостыковок – например, по официальным данным, почти вся инфляция в Китае вызывается только удорожанием продовольствия, все остальное не дорожает. После пересчета Болдинг получил, что ежегодная инфляция в Китае выше примерно на 1 процентный пункт, а ВВП ниже на 8–12%, что примерно равно $1 трлн, если пересчитать ВВП по паритету покупательной способности. Продвинутым читателям рекомендуем работу Болдинга «Насколько плоха китайская статистика? Начальная ставка – $1 трлн», а остальным – нашу статью о предыдущих скандалах.

Россияне стали больше покупать из-за прохлады

В июле потребительские расходы россиян выросли, хотя обычно они в этом месяце снижаются, говорится в исследовании «Ромира». Версия оптимистов – экономическое положение граждан улучшается. Версия пессимистов – в летнюю жару люди обычно меньше тратят и наверстывают, когда температура упадет. Нынешний июль был холоднее обычного, хотя май – июнь были жаркими, вот люди и закупились.

Жить можно, если бы не ЖКХ

Вышли данные Банка России по инфляции за январь – июль. Из них следует, что по сравнению с июнем рост цен на продовольственные товары (без учета овощей и фруктов) немного ускорился – 0,4% против 0,2%. Зато плодоовощная продукция прямо рухнула, подешевев на 3% за месяц. Цены на платные услуги, наоборот, взлетели на 3,1% – это, видимо, следствие планового повышения тарифов в середине года.

Российский беби-бум случился на селе

Всем известно, что благодаря материнскому капиталу рождаемость в России выросла. Завсектором Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ имени Ломоносова Владимир Архангельский уточняет, что выросла она в основном на селе. Так, суммарный коэффициент рождаемости в городе в 2005 году составлял 1,207 рождения на женщину, а в 2011 году – 1,442. На селе в 2005 году было 1,576 рождения на женщину, а в 2011 году – уже 2,056. Проще говоря, село себя полностью воспроизводит. Города – нет.

Почему невозможна гиперпетля Элона Маска?

Элон Маск наконец обнародовал свой проект транспорта будущего – вакуумной дороги между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско Hyperloop. Она стоит в десять раз дешевле железной дороги, а вагоны передвигаются со скоростью звука. Экономист и редактор портала Business Insider Джей Яроу нашел в архивах аналогичный нереализованный проект 1972 года и написал о том, почему он не реализован и какие трудности ждут новый проект Маска: История показывает, что иногда некоторые очевидные проекты, как, например, тоннель под Ла-Маншем, предложенный еще во времена Наполеона, могут откладываться на века из-за политических проблем. Маск утверждает, что его линия будет возвышаться над землей на опорах, которые расположены каждые 30 метров. Значит, она не потребует много дорогой земли (в отличие от железной дороги). Возможно даже ставить опоры на разделительной полосе шоссе. Но вот Яроу говорит: а понравятся ли налогоплательщикам многомесячные пробки из-за строительных работ на основной дороге между двумя крупными деловыми центрами Запада Америки? По иронии именно интенсивная работа Элона Маска в компаниях SpaceX (около Лос-Анджелеса) и Tesla (около Сан-Франциско) привела его к мысли о создании дешевого скоростного транспорта. Одновременно именно по причине интенсивной работы над двумя проектами Маск лично не может возглавить создание гиперпетли. Его личность – критический фактор для успеха, ведь остальные либо не так богаты, либо не так талантливы, либо не так мотивированы на создание этого транспортного коридора.

Самые опасные профессии в Москве – водитель, разнорабочий, монтажник и сварщик

За первое полугодие в Москве погибли на производстве 52 человека (из них пятеро – женщины), обнародовала статистику по производственному травматизму Государственная инспекция труда в Москве. Самая опасная отрасль – строительство (21 смертельный случай за полгода), остальные – три и меньше. Наиболее опасные профессии – водитель, разнорабочий, монтажник и сварщик. Наиболее опасные отрасли – строительство, транспорт и торговля.