© Reuters

Европейская комиссия приняла решение оштрафовать Microsoft за то, что та нарушила ранее взятое на себя обязательство: предоставить покупателю своей продукции выбор между различными интернет-браузерами. Сумма штрафа – €561 млн ($731 млн). Согласно принятому в ЕС правилу, за такое преступление компания может быть оштрафована на сумму, доходящую до 10% ее глобального оборота (в случае Microsoft – $7,9 млрд).

Соглашение между регулятором и Microsoft было достигнуто еще в 2009 году. Компания взяла на себя обязательство предоставлять тем, кто приобретает Windows вместе с компьютерами, открытый выбор. Только на этом условии ЕС соглашался с доминирующим положением Microsoft на рынке. При загрузке пользователь видел окно, в котором мог сделать выбор между разными браузерами.

В 2011 году комиссия решила поинтересоваться, как обстоят дела и обнаружила, что в новой версии ОС, Windows 7, единственным предустановленным браузером снова стал Internet Explorer, а о том, что другие вообще существуют в природе, пользователи могли узнать, только интересуясь этим самостоятельно. Расследование продолжалось чуть больше года. Сегодня решение комиссии вступило в силу.

Эксперты считают, что этот случай должен послужить уроком для остальных крупных игроков, с некоторыми из которых, как, например, с Google, Еврокомиссия уже разбирается. Всем придется принять европейские правила игры, а потом исполнять то, что было обещано.

Впрочем, сама Microsoft с большим трудом усваивает уроки, которые дает ей ЕС. Еще в 2004 году комиссия постановила оштрафовать компанию за то, что та поставляла Windows Media Player в дефолтной версии операционной системы. Потом были еще штрафы, общая сумма которых вместе с последним составляет почти $2,6 млрд.

Это не единственная неприятность, с которой сегодня столкнулась Microsoft. Samsung объявила, что не будет продавать в Германии «и некоторых других европейских странах» планшет Ativ Tab, работающий на ОС Windows RT, поскольку спрос на этот продукт очень низок. Корейцы уже отказались торговать этими планшетами в США, о чем объявили еще в январе. Теперь вот ЕС. Проблема, объясняет Samsung, в том, что покупатели просто не понимают, что это за операционка, в чем ее особенности, а издержки на промо у ритейлеров, когда продавцы подробно объясняют специфику продукта, полностью съедают прибыльность. Судя по всему, модифицированная версия Windows 8, почти ни с чем не совместимая (и, кстати, снабженная предустановленным браузером IE 10), была неудачной идеей.

Планшет Microsoft Surface, флагманский «железный» продукт компании, тоже вроде как продается не очень. Прогнозы аналитиков, например, такие: 3 млн штук за год (к концу марта) вместо запланированных 4 млн.

Читайте также – 5 главных проблем Windows 8 →

– Завтра Microsoft начнет продавать Surface. 5 лучших обзоров →