Продажа медицинской конопли в Денвере, штат Колорадо

Продажа медицинской конопли в Денвере, штат Колорадо

Фото: O'Dea / Wikipedia Commons

«Ребенку необходимо три раза в день давать мороженое!» «Мне кажется, что три раза в день – это не слишком полезно…» «Ты что же, хочешь, чтобы наш ребенок голодал?!»

Это выдуманный, но вполне правдоподобный диалог демонстрирует демагогическую уловку, которую в поведенческой психологии именуют подменой тезиса или «соломенным чучелом»: один из участников спора подменяет разумную точку зрения собеседника абсурдным аргументом – а затем с легкостью и блеском опровергает этот аргумент. Разумеется, ведь повергнуть соломенное чучело гораздо легче, чем одолеть реального противника!

Казалось бы, при чем здесь Нав… то есть, простите, марихуана, обещанная в заголовке? Дело в том, пишет ирландский биофизик, исследователь рака и активист общественного здравоохранения Дэвид Роберт Граймс в своей книге «Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду» (вышла недавно в издательстве Сorpus), что современная медицина, несмотря на все успехи науки, окутана множеством опасных мифов и суеверий. Опасных – поскольку слепая вера в «чудесные» и «нетрадиционные» новые средства может серьезно осложнить состояние больного.

Один из таких мифов – преувеличенное представление о чудодейственных целебных свойствах конопли, которая в последние десятилетия легализуется для медицинского (и не только) применения во многих странах. В отрывке из главы «Заманить и подменить», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывается о том, как пропагандисты медицинского употребления каннабиса используют демагогические уловки (в том числе и прием «соломенного чучела»), убеждая пользователей в универсальной полезности и абсолютной безвредности своего продукта.