Ансамбль песни и пляски Красной армии под управлением А. В. Александрова выступает на фронте, 1943

Ансамбль песни и пляски Красной армии под управлением А. В. Александрова выступает на фронте, 1943

Фото: wikipedia.org

Нападение Гитлера во многих отношениях застало Советский Союз врасплох, но только не в том, что касается песен, пишет американский историк, профессор Радфордского университета Сюзанн Амент в своей книге «Допеть до победы! Роль песни в советском обществе во время Второй мировой войны» (готовится к печати в издательстве Academic Studies Press / Библиороссика). В предвоенные годы в Советском Союзе был накоплен немалый запас военных и патриотических песен, призванных укрепить боевой дух нации.

Во многих воспоминаниях мы читаем, как по улицам маршировали военные оркестры, которые помимо других популярных песен исполняли «Если завтра война» и «Любимый город». Бодрые песни внушали населению уверенность, что, даже если разразится война, она очень быстро закончится победой.

Конечно, в реальных условиях лета 1941 оптимистические марши, в которых воспевалась «война малой кровью и на чужой территории», оказались, мягко говоря, не слишком актуальными. И некоторые музыкальные деятели почувствовали это еще до начала войны.

В отрывке из главы «Блицкриг: песни начала войны», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывается о стремительной мобилизации советских композиторов и поэтов-песенников, буквально за несколько дней сочинивших сотни военных песен — в том числе и самые известные песни Великой Отечественной.