Минск, август 2020. Фото: Ulf Mauder / DPA / Global Look Press

Минск, август 2020. Фото: Ulf Mauder / DPA / Global Look Press

Едва ли кто-то будет спорить с тем, что всего лишь год назад перспективы развития России и Беларуси виделись немного иначе и гораздо более оптимистично, чем теперь. Позорное поражение на выборах и неожиданно массовые протесты в Беларуси внушали надежду, что Лукашенко все-таки уйдет, и хотя бы Беларусь будет свободной. Протесты в Хабаровске виделись многим как важный сигнал Кремлю и повод пересмотреть кадровую политику в регионах. Алексей Навальный уже тогда готовился к думским выборам и агитировал за «умное голосование». И у него были все основания думать, что к федеральным выборам ему удастся подойти с очень сильной позицией и всероссийской политической машиной, закаленной победами на местных выборах.

Что ни говори, а первые 20 дней прошлого августа разительно отличались от его последней декады и последовавших потом месяцев. И, пожалуй, самое оптимистичное время было как раз между началом белорусских протестов и днем, когда отравили Алексея Навального. Глядя на то, к чему в итоге привело «умное голосование» в Минске, можно было легко представить эффект от него и в России на думских выборах через год. По всей России еще более-менее свободно работали запрещенные ныне структуры Навального, независимые СМИ и много чего еще из того, что сегодня уже или не работает, или работает не в России. Многие люди, которые в последующие месяцы вынуждены были покинуть Россию, никуда не собирались и едва ли даже планировали собираться. Они были готовы работать, бороться, участвовать в выборах и побеждать.

Если бы тогда кто-то сказал, что будет хуже — никто бы, конечно, не удивился. Но вот если бы ухудшение пообещали так быстро и такое решительное — тут могли быть вопросы и сомнения: понятно, куда все катится, но зачем же драматизировать? И уж тем более многие из нас покрутили бы пальцем у виска, услышав рассказы о летающей по России банде душегубов, травящих врагов и критиков режима. Как мы теперь знаем, бригада отравителей действительно летала по России уже давно, и к моменту своего самого громкого на сегодняшний день преступления они все уже были опытными убийцами.

Согласитесь, жить в России, не зная хотя бы про это, было гораздо спокойнее.

Августовские мифы

По итогам прошлого августа и всего прошедшего с тех пор времени необходимо окончательно расстаться с некоторыми бродячими мифами.

Минск, 27 августа. Люди показывают фотографии избитых в изоляторе. Фото: Thibault Savary / Keystone Press Agency / Global Look Press

Главный миф, который должен быть отброшен раз и навсегда, — это вера в то, что большое количество протестующих людей на улицах неизбежно ведет к падению режима. Люди могут выходить на улицы сотнями тысяч и делать это много дней подряд — но если внутри власти нет никакого раскола и прежде всего нет раскола между политическим руководством и силовиками, то сам по себе уличный протест ни к чему не ведет. Все это было понятно еще на примере Венесуэлы, но минувший год добавил аргументов. Белорусы выходили помногу и много дней подряд — но и спустя год Лукашенко продолжает контролировать ситуацию, при том, что уличные протесты закончились. Многодневные протесты в Хабаровске тоже закончились, не достигнув ни одной из своих целей: Сергей Фургал в тюрьме, а присланный в наказание за бунт Михаил Дегтярев идет на губернаторские выборы и, скорее всего, будет объявлен их победителем.