Депортация евреев, Амстердам, 1943. Фото: wikipedia.org

Депортация евреев, Амстердам, 1943. Фото: wikipedia.org

До 1940 года Нидерланды были одной из самых толерантных западноевропейских стран по отношению к евреям. Спустя пять лет в Голландии осталось всего 20% от прежнего еврейского сообщества. Причем после войны власти Амстердама требовали от тех евреев, кто вернулся из лагерей смерти, оплачивать счета за коммунальные расходы и городские налоги, просроченные захватчиками их домов, с горечью рассказывает председатель Центрального еврейского совета в Нидерландах Ронни Нафтаниэль. В наше время власти Амстердама взяли на себя обязательство выплатить 11 млн евро потомкам жертв Холокоста. Нафтаниэль лично приложил немало усилий к тому, чтобы это решение было принято, равно как и к программме по возвращению шедевров европейской живописи прежним владельцам-евреям. В интервью Repubic Нафтаниэль рассказывает, как это работает.

Ваши родители — из тех немногих, что выжили в голландском Холокосте, и это крайне трогательная история.

— О да! Мой отец немецкий еврей, а мать — голландская еврейка. Отца держали долго в транзитном лагере Вестерборк к северу от Амстердама. Он каждый день видел отъезжающих евреев в Освенцим, их методично отправляли, партиями, это было жуткое зрелище. А мать была медсестрой. И они там влюбились друг в друга, в лагере, отец и мать, представьте! Из всех медсестер выжили только 25, среди них была моя мать. Так что это просто какое-то чудо, что мои родители остались живы. Но я родился после войны, в 1946 году, мое детство было счастливым.

Ронни Нафтаниэль. Фото: Roel Wijnants / flickr.com

Как вышло, что вы стали еврейским активистом?

— Да как-то само собой в определенный момент проявилось. Сначала я был обычным мальчишкой, радовался жизни и ничего не хотел знать кроме игр, рыбалки и велосипеда. Очень по-голландски. А потом вырос и стал задумываться. И так пришло осознание своей миссии, своей дороги. Захотел рассказать миру о том, что еще не известно о евреях и еврейской жизни, помочь другим голландским и европейским евреям рассказать свои истории, чтобы о них узнали. Ведь вся Европа и есть «в том числе», и даже в особенности, евреи, мы ее неотделимая часть, ее история, ее прошлое и настоящее, без евреев нет той Европы, которую мы все знаем.

Я много слышу сейчас о фондах, которые спасают разрушенные синагоги по всей Европе.

— Да, мне отрадно видеть, как их восстанавливают, как вдыхают в них новую жизнь — в Польше, в Литве, в Беларуси. Еврейская история тесно переплелась с историей европейской. И с мировой тоже. Так что пусть все снова оживет и покинутые здания наполнятся жизнью! Я рад этому.

Хочу спросить вас о возвращении картин, так называемой реституции. В последние годы эта новость много обсуждается в Европе и особенно в Голландии.

В Нидерландах мы работаем над этим с 2002 года. В нашей стране есть Комитет по реституциям, и в результате его работы, и моей в нем, в частности, всех наших усилий, тысячи объектов различной ценности были возвращены собственникам-евреям. Причем до 2012 года это было довольно просто сделать. Но власти изменили правила. И сегодня мы снова видим разворот в этом вопросе. Потому что эту тему опять бурно обсуждают. Вообще же у нас в стране механизм работы с возвращением ценностей и имущества очень прозрачный: вы можете найти информацию об объекте в интернете и, если он принадлежал вашей семье, вы делаете на него заявку. Будь то произведение искусства либо что-то другое. И мы, должен сказать, за эти годы достигли невероятных результатов.

Блистательная коллекция самого выдающегося коллекционера-еврея из Голландии Жака Гаудстикера, например, была возвращена его потомкам — точнее, та ее часть, что принадлежала Нидерландам. В 2006 году наследникам отдали сразу 200 картин, это самая большая цифра во всем мире, беспрецедентный успех. Это была лучшая частная коллекция в стране, всего где-то полторы тысячи предметов. Особенно ценной была часть, относящаяся к Северному и нидерландскому Ренессансу и барокко, также были шедевры итальянского Ренессанса, французского рококо; из голландских картин, которые вернулись к наследникам, выделяются произведения Фердинанда Бола, Саломона ван Рюисдаэля и многих других, включая средневековых анонимов, тогда не принято было подписывать картины.

Фердинанд Бол. Сцена из античной истории

Но мы должны понимать, что, увы, многие коллекции и предметы искусства никогда не будут возвращены евреям. По очень многим причинам.

Назовите хоть одну.