Председатель ФРС США Джером Пауэлл на брифинге после заседания 15 июня 2022 года

Председатель ФРС США Джером Пауэлл на брифинге после заседания 15 июня 2022 года

Liu Jie/ Xinhua/ Global Look Press

Нельзя сказать, что повышение ставки ФРС сразу на 0,75 базисных пунктов было неожиданным. Такие прогнозы стали звучать сразу после того, как перед заседанием регулятора стало известно, что инфляция в США продолжает ускоряться — причем, гораздо большими темпами, чем ожидалось: 8,6% год к году вместо ожидавшихся 8,3%. Таких цифр американцы не видели более 40 лет.

Тем не менее, многие надеялись, что ФРС не будет жестко реагировать. Ведь из той же статистики ясно, что наибольший вклад в инфляцию вносят цены на энергоносители (газ: +48.7%, мазут: +106.7%)7 Затем — услуги, в которых наблюдается восстановительный рост после пандемии и на который влияет рост цен на топливо (тарифы авиакомпаний: +37.8%). И наконец продукты, чья стоимость также завязана на рост стоимости энергоносителей, удобрений и зерна из-за войны с Украиной (яйца: +32.2%, молоко: +15.9%, мясо, птица и рыба: +13.1%). Ясно, что ростом ставок войну — а значит, и рост цен на нефть и газ — не остановить.

К тому же перегрев на рынке труда, похоже прошел свой пик: реальный средний часовой заработок снизился на 3%. Вряд ли краткосрочное явление: — похоже, в высокотехнологичном секторе, который вносит самый весомый вклад в рост зарплат, начались сокращения. И если крупнейшая крипто-биржа Coinbase сокращает 1100 сотрудников в связи с опасением наступления «крипто-зимы», то Spotify замедлит темпы найма на 25% явно не в связи с обвалом рынка криптовалют.

Однако правы оказались пессимисты: ФРС повысила ставку на невиданные в последние 40 лет 0,75 бп, до 1,5%-1,75%. Более того — регулятор существенно ухудшил собственные прогнозы экономики США. Так, оценка ВВП снижена на 2022 год с 2.8% до 1.7%, на следующий год — с 2.2% до 1.7%. Оценка инфляции (Core PCE Inflation) повышена на этот год с 4.1% до 4.3%, на 2023 год — 2.6% до 2.7%.

Обратите внимание — речь идет о базовой потребительской инфляции, исключающей цены на энергоносители и продукты питания. Учитывая, что именно они сегодня вносят наибольший вклад в рост цен, неудивительно, что в США появились прогнозы общей инфляции в 10% к концу года.

Тем не менее, ухудшение прогноза инфляции гораздо меньшее, чем прогнозов экономического роста. К тому же, повышен прогноз роста безработицы: с 3,5% до 3,7% в этом году и с 3.5% до 3.9% в 2023 г.

Что касается прогнозов роста ключевой ставки, то предполагается ее повышение в этом году до 3.25–3.5%, а к концу следующего года — до 3,75–4%. То есть, еще до конца года ставка должна удвоиться. Прибавьте сюда сокращение баланса ФРС — то есть, «обратное QE», начавшееся в этом месяце. Ежемесячно продается на $30 млрд гособлигаций и на $17.5 млрд ипотечных бумаг — всего с рынка ежемесячно изымается ликвидности на 47,5 млрд. И ФРС заявила, что сокращение баланса QE будет продолжаться, как и планировалось.

В общем, ничего хорошего американский регулятор рынкам не пообещал. И в первые минуты после оглашения итогов заседания фондовые индексы предсказуемо пошли вниз. Но затем вышел глава ФРС Джером Пауэлл, и по результатам его выступления на пресс-конференции индекс S&P 500 вырос на 1,46%, а NASDAQ Composite — на 2,50%.