С гражданским обществом в России очевидные проблемы. Давно. Настолько давно, что рассказы старожилов о горизонтальной активности (не только политической) девяностых и даже конца восьмидесятых кажутся не легендой — выдумкой. Как будто это не про другую страну, а про другую планету. Создали кружок, издали альманах, собирали деньги, митинг провели? И никто не сел? Да ладно, дед, своим-то не заливай, ты точно про Россию сейчас?
Наши
Путинская Россия приучила нас к тому, что любая неконтролируемая государством общественная активность — риск. С политикой все просто и понятно: или исполняешь стыдные кривляния под дудочку начальника, или пиком твоей карьеры станет какая-нибудь тяжелая статья УК. Экстремизм, терроризм, да хоть государственная измена. Выбор есть, страна ведь у нас демократическая. Об этом можно было бы порасспросить Алексея Навального, но у него теперь даже возможности позвонить родным не осталось. Или Яшина Илью. Но он сейчас в спецприемнике.
В прочих сферах риск чуть менее очевиден, но именно, что «чуть». Даже благотворителям приходится либо дружить с властью — и оправдываться перед прогрессивными согражданами, не особенно щедрыми на пожертвования, зато щедрыми на нелюбовь, — либо выживать с обидным ярлыком иноагента. В общем, не так уж и важно, чем ты занимаешься — помощью женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, помощью диабетикам, или, упаси Бог, правозащитой — ты под прицелом.
Про независимые СМИ (важнейший элемент гражданского общества, между прочим) и речи заводить, наверное, не стоит. Этот текст вы читаете в издании, которое без всякого внятного повода получило статус иноагента, а потом было заблокировано на территории РФ. Кто здесь еще не заблокирован, не сразу получается вспомнить.
Государство много и хорошо работало, чтобы сделать любую неподконтрольную активность опасной. У государства получилось. Надеюсь, ответственные получили премии и грамоты.
Справедливости ради отмечу, что у активистов на этой ниве — свои заслуги. У англичан национальная игра футбол, а у нас раздрай. Если бы проводились чемпионаты мира по склочничеству, мы бы выиграли их все (до 2022-го, конечно, в 2022-м нас бы и из такого чемпионата выгнали). Можно долго вспоминать, как разваливались разнообразные «демократические коалиции» и «советы оппозиции», можно сагу сложить о местечковых журналистских войнах, и поэму написать о скандалах в среде благотворителей.