Владимир Путин, митрополит Тихон и патриарх Кирилл во время посещения Третьяковской галереи

Владимир Путин, митрополит Тихон и патриарх Кирилл во время посещения Третьяковской галереи

Фото: Пресс-служба президента РФ

Вчера Путин приказал изъять самый известный в мире памятник древнерусского искусства — рублевскую «Троицу» — из ГТГ в пользу Русской православной церкви, которая ее, видимо, и прикончит. Это увы, реальная перспектива, но вряд ли она смутит РПЦ.

Известие шокирует, но не удивляет — российская власть уничтожает все, до чего может дотянуться, будь то соседняя страна, независимый театр или главный музей. Церковь, по конституции отделенная от государства, на деле давно срослась с государственной властью, и действует по образу и подобию первого лица: что не дается в руки, то уничтожают. А в случае с «Троицей», которую патриарх давно и до недавнего времени безуспешно требовал у Третьяковки, и усилий прикладывать не надо: — после прошлогоднего путешествия в Лавру, за 70 км от Москвы, по далеко не лучшей дороге, реставраторы и хранители насчитали более 60 существенных изменений в состоянии памятника XV века.

Ведь что такое «Троица» — это три доски, две из которых расходятся, с подвижным грунтом и хрупким красочным слоем. При последней реставрации расхождение досок удалось уменьшить, но краска превращается в чешуйки, которые отслаиваются, вспучиваются и в какой-то момент могут отслоиться совсем. И если сейчас в ГТГ на пустующей витрине «Троицы», по соседству со «Спасом в силах» Дионисия, написано, что икона на реставрации, то теперь можно написать: отправлена в утиль. Потому что РПЦ икону не просто приберет к рукам, она ее уничтожит. И ничего ей за это не будет.