Жители приграничного российского города Шебекино в бомбоубежище

Жители приграничного российского города Шебекино в бомбоубежище

Фото: «Настоящий Гладков»

В феврале прошлого года многие россияне поддержали решение Путина напасть на Украину, что показывали как исследования социологов, так и опросы СМИ (хотя об истинном масштабе этой поддержки много споров). Но тогда сторонники «спецоперации» были уверены, что на территорию России война никогда не придет, а российская армия «дойдет до Киева за три дня». Но с тех пор война пришла к россиянам в дома, власти вынуждены были провести мобилизацию, приграничные города все интенсивнее обстреливают, происходят взрывы и диверсии. Основатель и исследователь социологического агентства ExtremeScan Елена Конева рассказала Republic, почему эскалация военных событий на территории России приведет российское общество к отторжению войны.

«С каждым днем на территории России происходит все больше военных событий, это превращает войну из виртуальной в реальную и добавляет людям страха»

Война с Украиной уверенно переходит на территорию России, круглосуточно от военных действий страдают приграничные районы. Свое последнее исследование отношения к войне вы посвятили как раз трем граничащим с Украиной регионам — Белгородской, Курской и Брянской областям. Вы пришли к выводу, что сейчас по ситуации в приграничных регионах можно судить о процессах, которые будут происходить во всей остальной стране, когда война будет катиться вглубь нее. Почему вы к этому пришли и что именно показало исследование?

— Начну с того, почему вообще возникла идея этого исследования. Меня как исследователя интересовал вопрос, на который мы всю войну пытались ответить: в чем причина поддержки этой войны? Пусть по нашим измерениям она значительно меньше, чем по данным некоторых других проектов, но все равно мы видим, что около 40 миллионов человек войну активно поддерживают. И они готовы эту поддержку чем-то это подкрепить — то есть готовы либо жертвовать на армию, либо заниматься волонтерской деятельностью в пользу армии, либо идти на войну. Они готовы к тому, чтобы госбюджет перераспределяли на военные, а не социальные нужды. Мы также пытались понять: что же такое должно произойти, чтобы поддержка начала падать? В принципе, можно понять, почему поддерживают не к ночи упомянутую «Единую Россию», Путина, можно эти причины представить. Но представить причины, почему можно поддерживать войну, было крайне сложно. И когда мы получили первые цифры, мы, конечно, были в шоке.