Канцлер Германии Олаф Шольц и президент Украины Владимир Зеленский осматривают немецкое вооружение, которое должно прибыть на помощь Украине

Канцлер Германии Олаф Шольц и президент Украины Владимир Зеленский осматривают немецкое вооружение, которое должно прибыть на помощь Украине

Фото: Presidential Office of Ukraine / ThePresidentialOfficeUkraine / Global Look Press

Германия долгое время была своего рода адвокатом России в западном мире. Но, похоже, и она решила, что с Владимиром Путиным невозможно договориться. На прошлой неделе правительство ФРГ решило отозвать лицензию на работу четырех из пяти генеральных консульств России в стране и закрыть три германских консульства в РФ. После начала войны в Украине Германия активно поставляла ВСУ свое вооружение. Нужны ли Россия и Германия друг другу сейчас и могут ли они восстановить дружеские дипломатические отношения в будущем? Об этом Republic поговорил с политологом и директором берлинского Центра изучения Восточной Европы Дмитрием Стратиевским.

«Сейчас говорят пушки, а не дипломаты»

Не так давно канцлер Германии Олаф Шольц заявил в интервью: «Россия должна понять: речь не может идти о заключении своего рода "холодного мира", при котором примерно по линии фронта пройдет новая граница между Россией и Украиной. Речь о мире может идти, только если Россия выведет из Украины свои войска». При этом он сказал, что готов возобновить контакты по Украине с Путиным, с которым не разговаривал с декабря. Мы в России, прекрасно зная характер и политику Путина, понимаем, что на подобные уговоры он вряд ли пойдет. Как вы полагаете, есть ли смысл Шольцу снова идти на контакт с Путиным?

— В политике всегда есть место ритуалам и определенным символическим жестам. К ним относятся сигналы, казалось бы, в области внешней политики, но направленные в адрес граждан собственного государства, то есть фактически это часть политики внутренней. Здесь мы говорим именно о таком случае. В своем заявлении о желании снова после долгого перерыва пообщаться по телефону с Путиным Шольц не только исключил «холодный мир», но и обозначил базовое условие приемлемого, по его мнению, мирного соглашения: вывод российских войск со всей оккупированной территории Украины. И ранее Шольц неоднократно повторял: мира «под диктовку» внешних сил (дословно нем. Diktatfrieden. — Republic) не будет. Любое соглашение должно быть принято исключительно по воле Украины.

Конечно же, канцлер ФРГ прекрасно понимает, что Путин на такой шаг сейчас не пойдет. Но Шольц играет на внутригерманском поле. Германия — это, если говорить немного патетично, страна победившего пацифизма.

Идеальный глава кабинета, по мнению большинства германских избирателей, должен прилагать мыслимые и немыслимые усилия для прекращения кровопролития в Европе дипломатическим путем.

Вне Германии не всегда понятно, насколько такой подход глубоко укоренен в сознании немцев и германского политического класса.

Дмитрий Стратиевский

Фото предоставлено Дмитрием Стратиевским

Нынешняя ситуация, когда ФРГ в лидерах поставок вооружений Украине — это абсолютное исключение, не имеющее аналогов в истории. В адрес Шольца звучат упреки из разных групп внутри германского общества — оппозиция, пацифисты, церкви, даже часть его партии СДПГ — в том, что Германия фактически прекратила миротворчество и делает ставку исключительно на победу Украины с оружием в руках. Опросы также показывают немалый процент недовольных, которые, предполагаю, осознанно понимают невозможность мирного соглашения, устроившего бы противников в войне, но подсознательно тянутся к миру. Есть спрос — есть предложение. Шольц, реагируя на такие общественные настроения, готов говорить по телефону с Путиным, понимая, что эти беседы приведут к тому же нулевому результату, что и прошлогодние. Внешнеполитическая команда канцлера и он сам осознают бесплодность таких попыток. И с я с ними согласен.