В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга историка, профессора Карлтонского университета, специалиста по истории Восточной Европы, Кавказского региона и Центральной Азии Джеффа Сахадео «Голоса советских окраин. Жизнь южных мигрантов в Ленинграде и Москве».

В конце советской эпохи сотни тысяч мигрантов — узбеков, таджиков, грузин, азербайджанцев и представителей других народов — прибыли в Москву и Ленинград в поисках новых возможностей. Как проходила их интеграция в центры советской жизни? Сталкивались ли они с расизмом и дискриминацией? Как советская концепция «дружбы народов» реализовывалась на практике?

Опираясь на множество устных свидетельств, собранных в ходе полевых исследований, автор анализирует, как энергия мигрантов изменила их собственную судьбу и жизнь двух столиц.

Изменение отношения к национальным меньшинствам в Санкт-Петербурге и Москве в период поздней перестройки и в первые годы независимой Российской Федерации получило подтверждение в данных постсоветских опросов. В 1992 г. Центр изучения общественного мнения МГУ опросил 447 москвичей более десятка национальностей, чтобы понять их идентичность и отношения, в надежде рассмотреть будущее «многонационального мира Москвы». Авторы заявили, что группу, которая самостоятельно вызвалась участвовать в опросе, нельзя считать репрезентативной — действительно, большинство респондентов оказались с высшим образованием — и предупредили о проблемах присвоения «национальной» идентификации теми, кто идентифицировал себя как «мусульманин», «кавказец», «выходец из Средней Азии» и даже «нерусский». Опрос выявил высокую степень интеграции оседлых меньшинств вследствие заключения смешанных браков, преимущественно с принимающими русскими: 90% для грузин, 60% для узбеков и 50% для азербайджанцев. Однако только 5% тех, кто состоит в этих браках, заявили, что у их детей «смешанная» национальность. Так проявила себя советская практика присвоения детям одной идентичности.