Плакат против абортов из альбома «Своих не бросаем» ООД «За жизнь!»

Плакат против абортов из альбома «Своих не бросаем» ООД «За жизнь!»

Российская Федерация объявила войну абортам. В октябре Минздрав ужесточил на федеральном уровне оборот лекарственных препаратов для медикаментозного прерывания беременности. Сейчас в Госдуме рассматривается возможность законодательно ввести запрет на проведение абортов в частных клиниках. В некоторых регионах, включая Крым, этот запрет уже действует. В Мордовии ввели штрафы для врачей за «склонение» к абортам. Патриарх Кирилл призывает распространить мордовский опыт на всю страну. Видимо, не за горами полный запрет на прерывание беременности. Чем это вызвано и к чему приведет?

Мировая история аборта

Аборт, то есть искусственное прерывание беременности, существует, наверное, столько, сколько существует человечество. Когда впервые женщина добровольно или под воздействием насилия преднамеренно вызвала выкидыш своего плода, установить невозможно, но, как показывают дошедшие до нас письменные источники, это происходило у всех народов во все обозримые времена. Например, в папирусе Эберса, одной из самых старых сохранившихся рукописей, представляющей собой своего рода «медицинскую энциклопедию» древних египтян, есть рецепты прерывания беременности. Из папируса следует, что египтяне употребляли для этих целей чеснок и вино в равных частях, а также шафран, ягоды можжевельника, морской лук. Плодогонные средства были хорошо известны жителям Ассирии, Вавилона, Древней Индии, Китая и Персии. В Древней Греции аборт даже поощрялся. Так Платон пропагандировал ограничение количества детей в семье, «дабы не уменьшать благосостояние общества». Страх перенаселения побудил Аристотеля выдвинуть такое законоположение: «Следует ограничивать число детей: если мать забеременела сверх того числа детей, которое она себе назначила, то она должна прибегнуть к аборту до того, как плод получит чувство жизни, что стоит в полном согласии со святостью законов». Это был, по-видимому, первый опыт легализации аборта. Но были в Древней Греции и противники абортов, к их числу относят и отца медицины Гиппократа.

Широкое распространение получил аборт и в Древнем Риме, где новорожденный считался человеком только после обряда инициации, в ходе которого отец признавал его членом семьи. В период расцвета Римской Империи там даже существовал союз женщин, связанных взаимной клятвой никогда не быть матерями и умерщвлять всякий плод до рождения. Именно в Римской Империи кроме средств растительного и животного происхождения для изгнания плода впервые стали применяться некоторые оперативные вмешательства. Так, например, у Овидия встречается прямое указание на особый инструмент для производства выкидыша под названием Embriosphactes (здесь и далее приведены данные из статьи «Эволюция аборта — от можжевельника до мифепристона»).

Но не у всех народов древнего мира искусственный выкидыш считался приемлемым. В Древней Персии аборт был запрещен, а у древних евреев допускался только в тех случаях, когда жизни матери угрожала серьезная опасность и прерывание беременности являлось единственным средством ее спасения. А в древнем государстве инков искусственный выкидыш наказывался смертью.

С повсеместным принятием христианства отношение к аборту изменилось кардинальным образом, оно было приравнено к детоубийству и сурово каралось. Так собрание вестготских законов VII столетия содержит следующее постановление против вытравления плода: «Кто даст беременной плодогонное питье, подлежит смертной казни; рабыня, которая достанет себе плодогонное средство, получает 200 ударов плетью; свободная женщина обращается в рабство». Законодательство англичан с XIII века также запрещало аборт под страхом смертной казни, а во Франции «вытравителей» вешали.

Но, несмотря на суровые кары, в Средние века аборт по-прежнему оставался распространенным и обычным явлением. В городах практиковало много врачей, избравших аборт своей специальностью, аптекари торговали средствами, вызывающими выкидыш. Применялись для этих целей и весьма сомнительные хирургические манипуляции. Так, например, Авиценна, кроме внутренних средств, назначал для прерывания беременности кровопускание из большой подкожной вены и вводил в цервикальный канал перо или гладкий, заостренный кусочек дерева руты. С XVII века для абортирования широко применялся метод вскрытия плодного пузыря, дававший много тяжелых осложнений со смертельным исходом, главным образом из-за септического заражения женщин.

В эпоху Возрождения и Просвещения отношение к женщине стало более гуманным, и это привело в том числе к менее суровым наказаниям за аборт. Во Франции в период Великой революции женщина, сделавшая себе аборт, не подвергалась наказанию, хотя лицо, произведшее аборт, каралось 20 годами тюрьмы. Но уже во времена Наполеона женщин снова стали наказывать за аборты, что, впрочем, не уменьшало их число, Франция в тот период лидировала в Европе по количеству абортов. Поскольку точный учет подпольных абортов невозможен, получить представление об этом можно лишь по косвенным источникам, например, по материалам судов. Так во Франции с 1851 по 1865 год за плодоизгнание было приговорено к наказанию 1143 человек, из них врачей и акушерок 148, причем перед судом представало не более 5% лиц, занимающихся абортами. В Италии искусственный выкидыш также широко практиковался. Например, в Неаполе существовали дома, в которых производились «вытравления плода», вывеской-рекламой им служил изящный стеклянный ящик, в котором находилась коллекция сохраняемых в спирте препаратов зародышей.

В XIX веке стали появляться новые абортивные средства, особенно развитию хирургических методов прерывания беременности способствовала наступившая с середины XIX века эра антисептики, повысившая выживаемость пациентов после хирургических вмешательств почти до 90%.

В XX веке разработка нового безопасного хирургического инструментария, усовершенствование техники производства аборта привели к тому, что операция выскабливания полости матки постепенно вытеснила другие методы прерывания беременности. Но все же риск возможных серьезных осложнений, связанных с хирургическим вмешательством при искусственном прерывании беременности, остается, и это заставляет искать более безопасные способы аборта. Новой вехой конца XX столетия стало открытие антипрогестинов, которые способны приводить к прерыванию беременности на различных сроках. Медикаментозный аборт сейчас считается самым безопасным и щадящим методом прерывания беременности. Прием препарата Мифепристона в 81–98% случаев приводит к изгнанию плода в течение 72 часов. Эта методика успешно применяется в 22 странах мира, в том числе и в России с 2000 года, заменяя достаточно опасную хирургическую процедуру.

Однако проблема аборта как одного из самых распространенных методов регулирования рождаемости во многих странах до сих пор остается весьма актуальной и дискуссионной. Национальный институт демографических исследований Франции вывел определение «феномена аборта» как некой социальной константы, мало чувствительной к различным законодательствам.

История аборта в России

В России история этой социальной константы мало отличается от общемировых тенденций, но все же имеет некоторые национальные особенности. В Средние века абортами здесь занимались не врачи, как в Европе, а повитухи (повивальные бабки, они же помогали при родах). В XV-XVII веках за вытравление плода зельем или с помощью бабки-повитухи священник накладывал на женщину епитимью сроком от 5 до 15 лет. Во второй половине XVII века специальным законом, принятым царем Алексеем Михайловичем, за искусственное прерывание беременности была установлена смертная казнь. В 1715 году Петр I своим указом смягчил это наказание, отменив смертную казнь.

Российское уложение о наказаниях 1845 года рассматривало аборт как умышленное детоубийство. Вина за это преступление возлагалась как на людей, осуществлявших изгнание плода, так и на самих женщин. Аборт карался каторжными работами от 4 до 10 лет для врача и ссылкой в Сибирь или пребыванием в исправительном учреждении от 4 до 6 лет для самой женщины. Более позднее Уголовное уложение 1903 года уже понижало размеры наказания. Так, по статье 465 «мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительном доме на срок не свыше 3 лет». Такое же наказание было предусмотрено и в отношении всякого лица, виновного в умерщвлении плода беременной, причем, если этим лицом являлся врач или повивальная бабка, то суд был вправе лишить виновного практики сроком до 5 лет и опубликовать свой приговор. Наказанию подлежали также и третьи лица, даже если они с согласия беременной участвовали в деянии, а также пособники, доставлявшие необходимые средства для истребления плода. Если же умерщвление плода произошло без согласия беременной, то виновные наказывались каторгой до 8 лет. Неосторожный аборт наказанию не подлежал.

После революции 1917 года ситуация изменилась. Свободная любовь начала восприниматься как условие раскрепощения женщины. В сочетании с отсутствием противозачаточных средств это вело к стремительному росту числа внебрачных детей.

Постановлением Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата юстиции от 16 ноября 1920 года «Об искусственном прерывании беременности» аборты в Советской России были легализованы. Желающим предоставлялась возможность сделать операцию по искусственному прерыванию беременности в специальном медицинском учреждении бесплатно. Преимуществами на аборт вне очереди пользовались фабрично-заводские работницы. Таким образом, Россия стала первой в мире страной, узаконившей аборты по желанию женщины. В 1925 году на 1000 жителей крупных городов приходилось примерно 6 случаев искусственного прерывания беременности.

Однако эра легальных абортов оказалась недолгой. В 1926 году в России были полностью запрещены аборты впервые забеременевших женщин, а также делавших эту операцию менее полугода назад. С 1930 года операция по искусственному прерыванию беременности стала платной.

Рост числа абортов происходил параллельно со стремительным снижением рождаемости. Уже через 4–5 лет после легализации абортов уровень рождаемости начал активно снижаться. В 1936 году, в связи со сложной демографической ситуацией, операции по искусственному прерыванию беременности вновь были запрещены под страхом уголовной ответственности, легальный аборт можно было сделать только по медицинским показаниям.