Издательство «КоЛибри» в рубрике «Исторический интерес» выпускает книгу «Итог. Мой путь в гитлерюгенде».

«Не бойся, я не хочу оправдываться. Злой рок, предопределяющий развитие событий, не исключает личную вину. Я надеюсь, смею надеяться, что ошибочным и даже скверным поступкам, о которых я обязана рассказать, постепенно найдется не прощение, а понимание…».

Процитированный фрагмент взят из книги «Fazit. Mein Weg in der Hitler-Jugend» («Итог. Мой путь в гитлерюгенде»). Ее автор — Мелита Машманн, бывшая в годы нацизма референтом отдела прессы и пропаганды Союза немецких девушек. Книга написана в форме письма бывшей школьной подруге, еврейской девочке, находившейся в силу известных обстоятельств по другую сторону колючей проволоки.

Мемуары подробно описывают путь социально сознательной, хорошо образованной девушки из среднего класса, которая присоединяется к гитлерюгенду, руководит выселением польских фермеров с их земель и работает в высших эшелонах нацистской прессы и пропаганды. В Германии книга выдержала восемь изданий и изучалась в школах. Историки нацизма использовали ее в качестве первоисточника.

Политолог Ханна Арендт после прочтения книги Машманн задала ей в частной переписке несколько вопросов: «Что на самом деле было Вашим идеалом? Великая Германия?.. Вы пишете, что "вразрез ко всем другим мыслям" появлялся вопрос: "А не убийца ли человек, сидящий напротив меня?" Вы защищаете своих товарищей: "грубые, но порядочные парни". Вы уверены, что тогда тоже проводили эту линию? А именно: я сделаю все ради своего идеала, но убивать не стану? И не случай ли зачастую определял, что кто-то из людей, которые думали так же, как и Вы, убивал, а кто-то нет?»

С любезного разрешения издательства публикуем одно из писем Мелиты Машманн Ханне Арендт.

Дармштадт, Хобрехтштрассе, 36.

7 апреля 1964 г.

Уважаемая, дорогая фрау профессор Арендт,

Две недели назад я вернулась из Индии и теперь хотела бы чуть подробнее ответить на Ваше прошлогоднее сентябрьское письмо. Не помню точно, что я Вам писала из Индии, поэтому заранее прошу прощения за возможные повторы.

Сразу же оговорюсь, что мой ответ вряд ли удовлетворит Вас. В первую очередь потому, что у меня, к сожалению, нет политической жилки, и потому, что мои скудные политические задатки и сегодня не особо развиты. Я уверена, что есть люди с похожим на мое политическим прошлым, которые могли бы дать Вам более точный и аргументированный ответ.

Я и сейчас не могу с уверенностью сказать, злоупотребляли тогда нашим идеализмом или нет. Напрашивается вопрос: кто? Не сомневаюсь, что среди многих тысяч политических лидеров, имевших хоть какое-то отношение к молодежи, были и циники, использовавшие готовность молодого поколения к самоотречению для укрепления своей власти. Не знаю, «злоупотреблял» ли нами Гитлер.