Архипелаг Валаам, где находится православный мужской монастырь, считается знаковой туристической и паломнической точкой на карте России. Сейчас он переживает период своего расцвета: восстанавливаются древние монашеские скиты, колокольни, храмы и другие церковные объекты. Здесь любят отдыхать представители крупного бизнеса, интеллигенции и истеблишмента, среди прочих на Валаам регулярно приезжает Владимир Путин, где проводит время с семьей и принимает высоких гостей. Обитель выглядит как визитная карточка РПЦ: острова ухожены, пропитаны ладаном и могут похвастаться богатым убранством.
Но в истории Валаама были и очень мрачные страницы, о которых сейчас стараются умалчивать. Одна из них касается долгого, в 30 лет, «безбожного» времени после Великой Отечественной войны, когда из ближайших городов и деревень на архипелаг были вывезены фронтовики-инвалиды: покалеченные, обездоленные люди, многие — без рук и ног, которых в народе цинично называли «самоварами» Сталина. Логика их высылки была проста: не может так выглядеть страна, победившая нацизм. Поэтому по всему Советскому Союзу инвалидов войны решили убрать с глаз долой, к тому же многие нищенствовали, занимались воровством и были в быту ни к чему не пригодны. Дома инвалидов ВОВ, как правило, располагались в труднодоступных местах, удобными в этом смысле оказались опустевшие монастыри, такие как Валаам.
Сохранились архивные документы о том, что органы госбезопасности изымали из писем фотографии людей, изувеченных тяжелыми ранениями на фронте. Но благодаря художнику Геннадию Доброву, который побывал на Валааме в 1974 году, а потом и в домах инвалидов других населенных пунктов СССР, мы знаем, как они выглядели и о чем думали. Его портреты показывают войну такой, какая она есть, а воспоминания превратили Валаам в собирательный образ мест, куда свозили инвалидов. О том, как сейчас живет архипелаг, что там происходило в середине прошлого века и как инвалиды ВОВ доживали свой век (а история имеет свойство повторяться), — в первой главе большого репортажа Republic.
Из истории. Отшельники, «мракобесы» и «шпионы»
Республика Карелия. Живописный Валаам в северной части Ладоги, окруженный со всех сторон водой, встречает колокольным звоном и перекличкой чаек. Старенький советский «метеор» на подводных крыльях «Игумен Назарий», маневрируя между островами, не спеша причаливает к пристани в Монастырской бухте. На берегу суетятся загорелые матросы и толпятся паломники с пестрым багажом, поодаль стоят священнослужители с котомками, кто-то обнимает, крестит, провожает и встречает новых гостей.
Экскурсоводы выводят с судна ватагу свежих туристов. Два часа они ехали из Санкт-Петербурга на автобусе до ближайшего причала Валаамского монастыря в Приозерске, а оттуда еще больше часа по самому крупному в Европе озеру — Ладожскому. На календаре теплый солнечный август — удачный выбор для посещения древней обители и ее окрестностей в короткий период хорошей погоды в здешних широтах.
На пристани в Монастырской бухте Валаама
Фото: Republic
Спасибо большое! До слез
У нас под Москвой я помню таких инвалидов года до 1960-го. Обычно на досчатых платформочках с подшипниками вместо колёс и вырезанными из дерева утюжками, чтобы отталкиваться руками. Обычно они проводили день в пригородных поездах и на платформах (мы жили между двух железных дорог). Там больше подавали, поскольку проезжало больше народу.
Были и более благополучные, видимо, жившие с семьями, на колясках с ручным приводом, как на фотографии к статье
Спасибо, очень интересно
Небольшая опечатка в начале:
" а когда он приехал на Валаам летом 1974 года во времена хрущевской оттепели"
В 1974м был уже разгар брежневского застоя, Хрущева сместили в 1964м.
--
Очень интересная статья. Печально и стыдно. Причем, "эстафета" передана дальше: адепт победобесия путин много раз обещал всем ветеранам Великой отечественной отдельное жилье, но ничего так и не дал. Видимо, все деньги на аквадискотеку ушли.
Родина кинет тебя, сынок. Без вариантов. (с)
Спасибо за уточнение, поправили
В конце 1970-х - начале 1980-х ветеранов было уже сравнительно немного.
Вот тогда и начались сказки и враки про Войну.
Ведь такого, как представил автор, никто детям не показывал.
Чем дальше, тем больше появлялось безвкусной противной тянучки.
Потом Совок посыпался, и всем стало не до того.
Уж лучше бы совсем забыли!
Но нет.
Когда живых свидетелей ада начала сороковых почти не осталось, позднесоветские воры и подонки вознесли глянцевого идола, лже-бога Победобесия.
И плебс кинулся ему покланяться.
На Берлин! можемповторить! дети в пилотках! коляски в виде танчиков!
Враньё, мишура, неисповедимая наглость и беспросветная глупость.
Потом грянуло.
Так ведь это только начало, мои сахарные ватники.
Война с Украиной закончится.
А потом будет то, что рисовал художник.
Долго придётся смывать грехи.
Это очень сильно! Жду продолжения
спасибо!
вам спасибо, что прочитали