Индекс IKEA

вывел Россию на первые месте в мире, правда, не по тому показателю, по которому бы хотелось. Желаемый уровень ВВП или количество метров хорошей дороги на душу населения остаются не достигнутыми, зато мы вылетели на третье место по стоимости набора товаров. Откуда же у нашей страны такой рекордный результат? Причины очевидны. Главным образом, это последствия высочайшей монополизация российского рынка. В начале 90-х в России пробовали бороться с монополизацией, проводя различные реформы. В итоге, ситуация не только не изменилась к лучшему, но стала хуже, и даже присутствие зарубежных конкурентов не решает проблемы. Российский бизнес оказался в закрытом пространстве, где – вследствие отсутствия альтернативы у большинства клиентов – можно диктовать свои цены. В свое время нефтяники рассказывали, что в1994 году считали 34 цента за литр справедливой ценой на бензин для России. На вопрос:

«

Как автолюбители смогут заправляться по таким непомерным ценам?

»

– ответ был предельно простой:

«

А куда же они денутся!?

»

И это подтверждается жизнью. К примеру, стоимость газа на внутреннем российском рынке выше, чем в США. Стоимость бензина в России примерно такая же, как в Штатах (а может, даже чуть выше), хотя пока еще немногим дешевле, чем в Европе. Причины: отсутствие альтернативы и высокая монополизация. Естественные монополии взвинчивают цены на свои услуги. Если к этому прибавить огромную стоимость аренды, гигантские поборы чиновников, то мы получим российский бизнес, подпираемый снизу огромными издержками и вынужденный перекладывать их на цену. А поскольку альтернативы нет, клиент вынужден платить. В итоге, не имея высокой зарплаты, мы получаем очень высокую стоимость жизни. Такое соотношение обеспечило нам, как одной из самых дорогих стран мира, третье место в индексе IKEA. Первое и второе место поделили Япония и Австралия. С ними всё более или менее понятно – островные страны, где не так легко войти на конкурентный рынок. Но Россия-то не остров! Отсутствие настоящей, жесткой конкуренции позволяет нашим компаниям в различных отраслях взвинчивать цены и при этом прекрасно себя чувствовать на рынке. К примеру, в США нет жесткого регулирования цен, но при этом рынок является чрезвычайно конкурентным. В каждом сегменте рынка огромное количество игроков постоянно ведут войны за наиболее низкие цены. В таких условиях особенно не разгуляешься. В некоторых странах дороговизна жизни обусловлена государственной политикой. Например, Дания – страна с нормальной рыночной экономикой, но при этом достаточно дорогая. Это обусловлено большими налогами, принципами местной социальной политики. Эти налоги и закладывают в цены. В Дании, к примеру, очень дорогие импортные машины – один из показателей, который поднимает ее на довольно высокие позиции в списке самых дорогих стран мира. В отличие от Дании, в России продается достаточно много машин, изготовленных внутри страны. Их стоимость могла бы быть значительно ниже, существуй на этом рынке жесткая конкуренция. Даже многие иностранные производители продают на российском рынке свою продукцию по ценам, которые выше, чем за рубежом. Какой смысл продавать дешевле, если покупатели готовы платить больше? Тем более, что на общем фоне рынка даже завышенная цена воспринимается как справедливая. Исправить ситуацию будет довольно сложно. Последние двадцать лет наше правительство занимается реформированием, которое пока не дает результатов. Поэтому могу только поздравить Россию с не самой радостной «бронзой». Жить в России стало очень сложно. Недаром сейчас появилась тенденция: российские пенсионеры уезжают за границу, так как там доживать жизнь оказывается дешевле, чем в родной стране.