В понедельник утром на Тверском бульваре российский миллиардер Михаил Прохоров появился лично, чтобы представить журналистам первые автомобили, сделанные под брендом «Ё». Макеты внешне ничем не отличались от полноценных автомобилей. При желании их можно было даже завести. Однако, поехать «ё-мобили» так и не смогли. Хотя задача была именно в этом. И не зря, похоже, в начале года президент [Дмитрий Медведев] произнес в беседе с Прохоровым фразу, которая, наверняка, накануне презентации вспоминалась не один раз: «Главное, чтобы она у вас ехала, в конце концов». Во время презентации корреспонденту Slon.ru удалось задать Прохорову несколько вопросов. Перед вами не интервью в полном смысле этого слова, а, скорее, обмен репликами по некоторым ключевым для проекта позициям.

– Михаил Дмитриевич, а как так получилось, что машина не едет? – А вы когда-нибудь видели, чтобы в салонах машины ездили? – Но ведь задача была поставлена так, чтобы она к презентации уже ездила. – Она в январе поедет. – А пока не едет? – Она едет. Кто из нас лучше знает? – Вы ее завели, но не проехали на ней и метра… Она не могла поехать. – Почему же? Как только салон закончится, в январе и посмотрим. – Но ведь это будет уже тогда, когда вы ее доработаете. К этому-то сроку не получилось сделать движущийся автомобиль. – Она стоит в салоне. – Но если основное, как вы ранее говорили, преимущество машины – его конструкция, но при этом конструкция не позволяет автомобилю двигаться… – Машина двигается, а конструкция будет дорабатываться все время. – Но ведь никто этого не видел из присутствующих здесь… – Вы этого не видели. Достаточно того, что это видел я. Как только мы закончим салон… Вы были когда-нибудь на Женевском автосалоне? Или на Франкфуртском? – Но ведь вам не удалось сделать так, чтобы машина поехала… – У вас какие-то неверные сведенья. Думаю, наш спор рассудит январь. – По-моему куда убедительнее, если бы вы сейчас сели за руль, и автомобиль бы поехал… – Вы как девушка всегда спешите. Сначала давайте на нее посмотрим, а потом посмотрим, как она двигается. – А к какому сроку вы планируете определиться с площадкой для своего первого завода? Когда планируете объявить об этом? – Да я вам скажу честно: мы уже определились. Просто пока не хотим говорить. – И когда захотите говорить? – Вопрос к Андрею Бирюкову [генеральный директор ООО «Ё-Авто»]. – Эта площадка под Санкт-Петербургом? – Не знаю. У вас больше информации, чем у меня. – Как же не знаете, когда только что признались, что уже определили, где она будет. – Определились, но пока я не хочу говорить. Спросите у Андрея Бирюкова. Если он скажет, хорошо. – На «ё-мобилях» стоят светодиоды, сделанные на АО «Оптоган» [доля группы «Онэксим» Михаила Прохорова в ней 50% плюс 1 акция]. А помимо диодов, какие еще компоненты будете использовать собственные? – Не совсем понимаю, диоды – это ведь отдельный бизнес. – Но ведь это тоже ваш бизнес. Какие еще компоненты могут быть использованы из вашего же бизнеса, пусть и отдельного? – В проекте по «Ё-автомобилю» будет несколько направлений. И эти направления принадлежат самому проекту: новые материалы, новый движок, новая система передачи топлива. Это все постоянно совершенствуется. И все это принадлежит этому проекту. А из остальных проектов, которые у меня еще есть, мы можем использовать светодиоды. Другие проекты к этой машине не имеют отношения.
Например, счетчики, которые мы запускаем вместе с «Роснано» основаны на том, чтобы измерять наиболее эффективно. Это счетчики нового поколения, не имеющие аналогов в мире при напряжении 110V и выше. Это инструмент для бывшего «РАО ЕЭС», ФСК, для химической промышленности. Это сетевая часть. Ну как это может быть, скажем, использовано для автомобилей?
То есть, отвечая на ваш вопрос, диоды и счет в банке – это то, что я могу использовать для того, чтобы выпускать «ё-мобили».