Корпорация Google объявила о коммерческом запуске системы бесконтактных платежей для смартфонов Google Wallet, которая работала в тестовом режиме с мая этого года. Как и предполагалось ранее, приложение работает на одной модели смартфона — Nexus S 4G, а воспользоваться сервисом до 2012 года смогут только абоненты американского сотового оператора Sprint Nextel, проживающие в Нью-Йорке, Сан-Франциско и других крупных городах США. Но есть и значительный прогресс: вчера стало известно, что партнерами Google, помимо MasterСard, стали Visa, Discover и American Express — карты этих платежных систем скоро тоже можно будет привязать к мобильному счету. Это критически важное для будущего Google Wallet решение.
Нынешние ограничения — одно устройство, один оператор — временные и связаны исключительно с тестовым периодом развития системы. Да, в Google объявили, что экспериментальный этап закончен и Wallet готов к массовой эксплуатации. Но по факту речь идет о продолжении тестирования — только уже куда более масштабного. Четыре ключевых платежных системы, около ста тысяч телефонов, более ста тысяч терминалов в США — это уже рынок, но пока рынок сильно мотивированных пользователей. Речь идет о принципиально новой услуге, и маркетологам Google еще предстоит понять, как ее позиционировать. Например, как рассказывали на презентации системы представители компании Bloomingdale’s, ссылаясь на собственные опросы, их клиенты уже сейчас воспринимают NFC-приложения исключительно как дополнительный инструмент оплаты в рамках специальных акций — в первую очередь скидочных. Параллельно Google продолжает тестировать безопасность платежей: у компании специальные договоренности со Sprint Nextel по шифрованию сигнала — и других операторов к этой системе не подпускают даже близко.
Схема работы Google Wallet
На нью-йоркской презентации Google Wallet аналитикам предложили потестировать сервис и сделать с его помощью покупки в тех местах, где это уже возможно. Я этим предложением не преминул воспользоваться. Для начало надо просто привязать Google Wallet к счету кредитной или дебетовой карты MasterCard, выпущенной банком Citibank, или виртуальной карты предоплаты Google Prepaid Card. Я выбрал вариант с Citibank. Процедура привязки элементарная — не сложнее, чем привязка карты к аккаунту в App Store. Интерфейс Google Wallet состоит из четырех элементов — «Платежные карты» (Payment Cards), «Карты постоянного покупателя» (Loyalty Cards), «Мои спецпредложения» (My Offers) и «История покупок» (History). Все это появляется на экране после запуска приложения. Ну а дальше ты со своим Sprint Nexus S 4G оказываешься на совсем еще молодом рынке NFC-платежей. Я два дня тестировал систему, общался с участниками процесса — продавцами и покупателями, и наблюдал за инфраструктурой мобильных платежей. Главные практические плюсы и минусы Google Wallet начинают проясняться.
Плюсы
1. Масштабируемость
Стало понятно, что ареал Wallet легко масштабируется. Терминалы MasterCard PayPass, установка которых необходимы для приема платежей, как говорят менеджеры Starbucks (в этой сети NFC-терминалы устанавливаются наиболее активно), наконец, получили хорошую дистрибуцию. Кроме того, Google договаривается о программе субсидирования таких устройств, что станет важным аргументом для малого бизнеса. В Starbucks показали, как устанавливается терминал: процедура установки и регистрации более простая, чем в случае с традиционными POS-устройствами. Отдельный плюс: сервисная поддержка Google, которая, по отзывам, работает более гибко и быстрее, чем поддержка традиционных терминалов (что неудивительно: ей обычно занимаются дистрибуторы оборудования). Наконец, скоро Wallet сможет работать с альтернативными терминалами от Visa — payWave. А это готовый рынок с сотней тысяч точек. С операторами — тоже не будет проблем. Протоколы шифрования, необходимые для поддержки NFC-платежей, по умолчанию внедряются при модернизации сетей — при переходе от 2,5G к 3G и от 3G к 4G. А главное — Wallet легко внедряется почти в любой новый Android-телефон. Тем более, в Google не исключают, что скоро появятся лайт-версии этой платежной системы для простых смартфонов. Да и Sprint Nexus S 4G не самый навороченный телефон на свете. Учитывая темпы, с которыми растет Android, приучить пользователей к NFC будет несложно.
2. Таргетинг для продавцов
Перспективы Wallet чаще всего обсуждают в контексте интересов Google и потребностей пользователей. Между тем, главные на этом рынке — продавцы. Только за счет торговых сетей свой NFC-проект с коммерческой точки зрения Google не вытянет. Должны подтягиваться мелкие торговцы, одиночные магазины, небольшие сети и прочий малый бизнес. Пока Wallet для них — экспериментальный инструмент, но в перспективе может стать незаменимым. Про удобство установки, сервиса и эксплуатации я уже сказал. Но этого мало: предприниматель не сделает лишних движений пока не увидит у своих дверей гигантскую очередь покупателей с NFC-телефонами (а это поизойдет все-таки не совсем скоро) или не получит дополнительные сервисы в рамках платежной системы. В Google, кажется, это понимают. Владелец небольшой сети книжек лавок из Нью-Йорка спросил на презентации Wallet, что ему даст установка MasterCard PayPass прямо сейчас, когда рынок покупателей, готовых расплачиваться с помощью этой мобильной технологии, еще слишком мал. Представители Google описали интересные перспективы. Wallet в скором времени будет обращен не только к пользователю, но и к продавцу: в компании разрабатывают систему интернет-банкинга и бухгалтерского учета, напрямую привязанную к Wallet. Обещают инструменты таргетирования (по сути интернет-компания будет делиться с продавцами той же информацией, которую использует для таргетирования онлайн), рассылок, привязку к скидочным приложениям и пр. Всем этим, так или иначе, можно воспользоваться и сейчас. Но комплексное предложение, завязанное на платежную систему — серьезная заявка на успех. По крайней мере, книжный торговец на презентации сразу выкрикнул, что готов установить PayPass в ту же секунду, лишь бы эти обещания Google были выполнены.
Минусы
1. Много действий
Понятно, что в первую очередь пользователей тревожит безопасность мобильной платежной системы. Этой проблеме на презентации, пожалуй, уделяли больше всего времени. Все вопросы вроде бы сняты. Google Wallet защищает платежные данные, используя аппаратное шифрование наряду с шифрованием с открытым ключом и тройным DES шифрованием. Человеческий фактор, говорят в Google, тоже учтен. Пин-коды никто не отменял. Предлагается представить, что мобильник ничем не отличается от пластиковой карты — процедура оплаты примерно одинаковая. Но здесь появляются трудности на уровне повседневного использования. Карта — это простой инструмент с пин-кодом. Смартфон — это сложное устройство со своими уровнями доступа, и система мобильных платежей в смартфоне по определению не может влиять на общий уровень его безопасности. Я пробовал оплатить чашку американо в Starbucks с помощью Sprint Nexus S 4G. Я представил себе, что это спонтанная покупка, к ней не готовился и достал телефон в тот момент, когда продавец сообщил мне сумму — ровно так же, как достал бы из бумажника кредитку. Для начала я ввел пароль для того, чтобы разблокировать экран телефона (использовать смартфон, в котором лежит личная информация, доступ к почте, соцсетям и приложения, без дополнительного ограничения доступа — безумие). Затем я нажал на иконку Wallet, но вспомнил, что предварительно запаролил доступ и к самой системе. Аргументы таким образом подстраховаться у меня были: оплатить что-либо без пин-кода с моего телефона у злоумышленника не получится, а вот получить информацию о моих последних платежах и скидках он легко сможет прямо внутри приложения. Наконец, я ввел пин-код и провел аппарат рядом с терминалом. Система подумала, зависла и телефон начал перезагружаться. Как потом мне пояснили в службе поддержки, проблема могла возникнуть из-за того, что на смартфоне параллельно было открыто слишком много приложений — в том числе тяжелых. При дальнейших тестовых покупках аппарат не зависал, но осадок остался. Итак, три разных действия для того, чтобы оплатить покупку, и риск возможного аппаратного сбоя в процессе транзакции — многовато. Уже сейчас очевидно, что популярность этой услуги будет ограничена до тех пор, пока не появится более удобные и доступные механизмы ограничения доступа к любым смартфонам: например, голосовые пароли или идентификация по отпечаткам пальцев.
2. Скидочная ориентация
Вторая проблема — это чрезмерная скидочная ориентация сервиса. При первой же загрузке Wallet на тебя начинают сыпаться предложения от скидочного агрегатора Google Offers. Информация о скидках буквально вшита в тело сервиса, пронизывает его. С одной стороны — логично: понятно, что у торговцев возникает дополнительная возможность привлечь клиента, начисляя бонусные очки, и т. п. С другой — такая активность мгновенно отпугивает: заранее можно предсказать, что скоро в Wallet появится еще и навязчивая геолокационная реклама. Но деньги любят тишину. И при таком «скидочном шуме» внутри приложения Wallet может остаться лишь забавной игрушкой для любителей Groupon и его многочисленных клонов.