Развитие интернета не только расширило круг возможностей человека, но и позволило работать в любой точке мира: хоть у себя дома, хоть на пляже у моря. И все же почему-то большинство людей остается в ненавидимых офисах. На прошедшем в начале июля вебинаре «Жизнь в путешествиях и удаленная работа» ведущая подскастов «Путевое дело» и фрилансер Елена Сергеева рассказала, как начать работать вне офиса, какие трудности возникают при удаленной работе и как их преодолеть. Slon приводит сокращенную версию вебинара.

Сейчас существует масса видов деятельности, которыми можно заниматься дистанционно: собственный бизнес, фриланс, удаленная работа на полный рабочий день, консалтинг, инвестирование. И множество сфер, где это осуществимо. Часто люди годами мечтают бросить офис, но просто не знают, как вырваться оттуда, с чего начать.

Я сама много лет проработала в офисе – в строительных компаниях. У меня была хорошая зарплата, отличная работа, но потом я съездила в первое свое путешествие и поняла, что хочу путешествовать много и долго, а моя работа мне этого не позволит. Начала думать, как быть, и думала долго – около года. Моя деятельность была связана напрямую с офисом, и навыки было никак не применить вне его стен. Но в какой-то момент я поняла, чем хочу заниматься, и буквально за полгода освоила новую для себя профессию интернет-маркетолога.

Было очень страшно – уйти с хорошо оплачиваемой работы в никуда.

Но как-то раз я пошла потусоваться к кулеру, где всегда собираются офисные работники, и меня озарило: вот сегодня я так живу и завтра так буду. И послезавтра. Ничего не поменяется. Я вышла из офисной кухни и уволилась на следующий день.

С тех пор я работаю во фрилансе. Расскажу, что пригодится всем начинающим.

1. Определитесь, для вас ли фриланс?

Поскольку у меня есть опыт работы как в офисе, так и во фрилансе, я могу их сравнивать. И там, и там есть свои плюсы и минусы. Для многих, кто выбирает работу в офисе, самым важным пунктом является «стабильность». В кавычках, потому что на самом деле работа в офисе псевдостабильна. Всегда может наступить момент, когда грянет кризис, сменится настроение у директора или ценности компании – и многих сотрудников уволят. Человек, работающий в офисе и думающий, что работа у него стабильная, оказывает не готов к такому повороту, ему кажется, что жизнь рушится, потому что ответственность за свою судьбу он переложил на работодателя.

Во фрилансе же стабильность без кавычек, потому что тут вы сами ответственны за собственную жизнь, заработок и можете прогнозировать доходы: знаете, что через 2 месяца заканчивается проект и надо начинать искать новый.

При этом в компаниях часто предлагаются социальные гарантии: оплачиваемый отпуск, больничные, медицинская страховка и, наконец, пенсия. Также компании могут предоставить вам обучение, иногда дорогостоящее или в другом городе. И, конечно, когда у вас есть официальная работа, вам легче взять кредит или оформить кредитную карту.

Во фрилансе с этим могут быть проблемы, хотя пенсию и там можно себе обеспечить, и иногда даже получше, чем у офисных работников. А вот на обучение придется тратить собственные деньги.

С другой стороны, фрилансер может работать в эффективные именно для него часы, а не в установленные почти во всех компаниях 9:00–18:00. К тому же можно в любой момент поменять декорации: работать дома, в коворкинге, в парке (хотя в Петербурге это получится делать не так часто).

Что еще важно – фрилансер общается меньше, чем офисный работник, что для экстравертов может быть существенным минусом.

С другой стороны, у него формируется широкий и разнообразный круг общения, а не узкий, вынужденный, как в компании (например, у меня все знакомства были только в строительной сфере).

Так что же нужно делать, чтобы решиться стать фрилансером?

2. Не бойтесь выйти из зоны комфорта

Первое, что необходимо, это избавиться от собственных тараканов, мешающих вам зарабатывать и заниматься тем, что нравится. Мне в свое время очень пригодилась книга «Приручи своих драконов» Стивенса Хосе, где речь идет о многих наших личных ограничителях.

Избавиться от них очень важно, потому что все, что вы дальше будете делать, зависит от вас и вашего мышления, фактически во фрилансе это и определяет доход.

Выйти из зоны комфорта и начать действовать, вот что необходимо сделать. Многие люди долго готовятся, изучают, ходят на всякие семинары, слушают вебинары, но при этом бездействуют. И, в принципе, это понятно: выход из зоны комфорта всегда сопровождается страхом. Боязно уйти в неизвестность. Но страх – это хорошо, это значит, что вы продвигаетесь на новый уровень.

Если вам очень страшно делать какой-то проект, принять ответственное решение, что-то поменять в работе, – это знак того, что вы на правильном пути. Но этот шаг нужно сделать, тогда страх останется позади: ваше подсознание убедится, что на новом уровне нет опасностей, и вы успокоитесь.


3. Выделяйте время и деньги на самообразование

Во фрилансе оно крайне важно. Обычно рекомендуют от 10 до 30% заработка тратить на обучение. Так поступают все, кто с успехом работает на себя. Очень важно при этом выбрать правильный курс. Обычно платные курсы гораздо эффективнее бесплатных, причем не столько из-за разницы в контенте (бывают и очень хорошие бесплатные курсы), сколько из-за нашего отношения: когда вложил денег в какую-то услугу, относишься к ней совсем по-другому. Если ты заплатил значимую сумму за видео – обязательно его посмотришь, а бесплатное, скорее всего, положишь в папочку «посмотреть попозже» и вообще не вспомнишь потом. Поэтому не бойтесь вкладывать деньги в обучение.

Важный момент: нужно тщательно подбирать учителя, спикера. Прежде чем записаться, познакомьтесь с деятельностью тренера, послушайте его бесплатные выступления, посмотрите на опыт.

Часто спикер рассказывает: «Я крутой предприниматель, заработал миллион миллиардов», но в действительности у него и была-то пара пирожковых, а вообще он не бизнесмен, только учить горазд.


Идите к тому, кто в своем деле специалист, и тогда ваши вложения быстро окупятся, а знания окажутся ценными.

4. Умейте организовать свое время

Эффективных часов в сутках в среднем у нас немного – около 4, тем более нужно уметь их хорошо распланировать. Я использую две системы планирования. GTD – Getting Things Done – американская система, придуманная Дэвидом Алленом, ей уже порядка 20 лет, и она немного устарела, но еще очень популярна. Но так как она направлена во многом именно на процесс планирования, я ее предлагаю совмещать с Agile Results. Ее основные принципы: выбрать области (например, семья, работа, саморазвитие) и в них назначить 3 основных цели на день и неделю. И весь процесс планирования сводится к осуществлению именно этих целей как главных, а после можно заниматься и другими делами.

Благодаря этому ваш мозг получает удовлетворение от того, что вы чего-то достигаете, и вас это мотивирует.

Нужно учиться делать одно дело, не отвлекаясь на социальные сети, звонки и телевизор.

Очень хороша «помидорная техника»: ставите таймер на 25 минут и, пока он не прозвенит, занимаетесь одним выбранным делом. Пять-шесть таких «помидорок» гораздо эффективнее, чем полный рабочий день в офисе.


Хотя наш мозг и способен получать информацию из разных источников – мы в состоянии слушать что-то, одновременно читать и печатать, – эффективно выполнять мы можем только одну задачу в один момент времени. Благодаря сильному погружению производительность сильно возрастает.

5. Налаживайте связи

Многие люди недооценивают важность связей, тогда как нетворкинг дает огромные возможности. Когда я решила заниматься сферой путешествий, я поняла, что совсем никого в этой области не знаю. Тогда я пошла на travel-мероприятие в Санкт-Петербурге и познакомилась c бизнесменами, путешественниками, блогерами, и сразу у меня появилось много совместных проектов, мне помогли советами, я получила массу заказов. За год хождения на интересные мероприятия я увеличила круг общения в три раза. И это очень важно: за один вечер можно узнать больше, чем прочитаешь за год в книжках.

При этом нужно всегда соблюдать принцип win-win. Когда вы обращаетесь к незнакомому человеку с какой-то просьбой, всегда начинайте разговор не с того, что вы хотите, а с того, чем можете быть полезными, и тогда к вам отнесутся по-другому, вы тут же выделитесь из массы «халявщиков». Даже если это не деньги или опыт (когда вы совсем новичок), можно поработать «за еду»: вы идете волонтером на мероприятие, а вас пускают бесплатно послушать.

Всегда узнавайте, чем вы можете быть полезны человеку, чем он занимается, и предложите ему помощь. Тогда в случае чего он даст работу именно вам: психологически всегда проще обратиться к знакомым, чем искать незнакомого человека непонятно где.

Не стоит также недооценивать помощь друзей. Я очень долго отшучивалась, когда спрашивали, чем я занимаюсь. А когда рассказала, буквально через неделю мне прислали на консультацию знакомую.

6. Давайте мозгу перезарядиться

Люди, слишком погружающиеся в работу, забывают про «время для заточки пилы». Нужно давать себе отдых, иначе от бесконечной гонки ваш организм в какой-то момент сломается, и вы заболеете.

Когда вы работаете без отдыха, вам вроде все нравится, но эффективность снижается. Нужно позволять себе небольшой отдых каждый день, выходной в неделю и маленький отпуск каждые месяц-два.

Как ни парадоксально, время отпуска – самое продуктивное время для обдумывания глобальных идей. Многие руководители крупных компаний говорили, что на отдыхе придумываются самые классные, масштабные решения.

Обязательно вводите ритуалы и «зарядки ресурсного состояния». Когда вы просыпаетесь, нельзя сразу садиться за компьютер и читать деловую почту или новости в социальных сетях. Создастся впечатление, что у вас просто море работы, и настрой будет сбит, делать ничего не захочется.

День лучше всего начинать с приятных моментов, у каждого они свои: приготовить вкусный завтрак, пробежаться, погулять с собакой – вы сами знаете, какие у вас есть «приятности». Они заряжают энергией и мотивируют. Это и есть «зарядки ресурсного состояния».

Утро – самые продуктивные часы для большинства людей. Именно тогда мозг лучше всего придумывает какие-то идеи, описывает стратегии. Поэтому утро стоит потратить глобальные задачи, а текущие вопросы можно и отложить на час-два после пробуждения.

Также стоит обязательно себя вознаграждать за каждое сделанное дело. Придумайте какие-то приятности. Сделали дело в «помидорчике» на 25 минут – приготовили чаю, сделали глобальное дело – купили платье или гаджет.

Мы ничем особо не отличаемся от животных, у нас есть такая же связь, как у собак при дрессировке. Дрессируйте себя, вознаграждайте, и ваш мозг будет воспринимать рутинное действие как приятное, так как за ним последует вознаграждение.

И помните: если вам тяжело (а вам будет в первое время тяжело), не сдавайтесь. Ни у кого ничего не получалось с первого раза, истории о миллионах за два дня – это байки.

По статистике, у всех крупных предпринимателей выстреливает третий-четвертый стартап. Тот же Павел Дуров, основатель сети в «ВКонтакте», имел за спиной много не выстреливших идей.

Начинайте, пробуйте, приобретайте опыт и набивайте шишки – и все получится.