Технический прогресс в автомобилестроении в чем-то напоминает прогресс в авиации. Самолеты строят из новых материалов, о которых еще совсем недавно приходилось только мечтать, их навигация и авионика позволяют управлять самолетом чуть ли не ребенку, но заправляют их тем же самым керосином, что и прежде.
Вот и с автомобилями та же проблема. Выпускаются отдельные модели гибридных и полностью электрических автомобилей, и тем не менее подавляющая масса автотранспорта в мире продолжает ездить на бензине и солярке. И мечты энтузиастов по-прежнему остаются мечтами и надеждами. А то, что в реальности выходит на рынок, совсем не похоже на то, о чем мечталось.
Проблемы посредника
Все знают, что приобретать товар выгоднее у производителя напрямую, минуя посредника. Энергию тоже желательно получать «из первых рук». Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) превращает скрытую энергию углеводородов в механическую энергию. Электрический двигатель нуждается как минимум в двух посредниках.
Это тот же ДВС и генератор, который превратит механическую энергию, созданную двигателем, в электричество. На каждом этапе превращения энергии неизбежны потери. Но главное – настоящим источником энергии для зарядки электрокара может быть не экологический ветрогенератор или солнечная батарея, а чадящая угольная теплостанция. Поэтому разговор о «чистом автомобиле» попахивает спекуляцией терминами – электромобиль настолько же чист, насколько чисты электростанции, его заряжающие. Важна и проблема батарей, их производства и утилизации. Да и где взять столько лития, чтобы оснастить весь автопарк аккумуляторными батареями?
Но электромобиль может быть несколько другого рода – который сам производит электроэнергию в так называемых топливных ячейках. Принцип их действия достаточно прост: это, по сути дела, химическая батарейка, в которую рабочие вещества подаются извне постоянно. Идеальный вариант – это батарея, работающая на чистом водороде и кислороде, при наличии катализатора из платины.
Газовый рывок
В Евросоюзе уже продвигается полным ходом политика внедрения природного газа и на личном транспорте. Считается, что сокращение потребления бензина и солярки приведет к уменьшению цен на жидкое топливо, что подхлестнет экономику. А увеличение рынка природного газа и реально огромные запасы этого сырья делают инвестиции в газовую инфраструктуру оправданными.
Биодизель – NewGen
Еще лучше – вообще ничего не менять и просто заправлять бак своей машины привычным топливом. Так оно и получалось, когда на рынке появился так называемый биодизель. Биодизель – вещь не новая. Впервые его стали производить еще в 1992 году. Биодизель первого поколения – это растительные или (что реже) животные масла, которые обрабатываются метиловым (реже – этиловым) спиртом, в присутствии гидрооксида калия. В итоге получаются метиловые эфиры, которые очищают от остатков метанола, воды, омыленных веществ и отправляют потребителю.
Биодизель, с одной стороны, хорош тем, что может заливаться в любой двигатель и повышать его ресурс. Он экологически чист и быстро разлагается микроорганизмами при попадании в природную среду, но именно поэтому он и может храниться не более трех месяцев после изготовления. Но главная проблема в том, что он производится из растений, которые занимают площади, отводимые в норме для производства пищевых культур. И вот это действительно проблема – когда развитие производства топлива для машин вступает в конфликт с производством «топлива для людей».
Поэтому химики взялись создавать биодизель «второго поколения» – чтобы развести потребности моторов и желудков. Это производство топлива из отходов самого различного свойства: животных жиров, опилок, древесины, травы и даже сточных отходов.
Вхождение в привычку
Все эти экзотические пока виды автомобильного топлива могут стать привычными, как случилось это с биоэтанолом: этиловым спиртом, получаемым в результате брожения углеводосодержащих масс. Наиболее известные производители этанола для автомашин – это Бразилия и США. Но если вы пересечете границу Евросоюза, то столкнетесь с ним на первой же заправке, хотя этого и не заметите – 5% и 10% этанола добавляют в обычный бензин. Это не только экономит импортируемый бензин, но и позволяет повысить октановое число без применения ядовитых добавок.
Прогресс ведет к расширению спектра используемых источников энергии для наших машин. Даже традиционный выбор между бензином и дизелем становится все богаче, но непонятно, насколько в итоге это удобно для потребителя.