Крестный ход по Невскому проспекту. Фото: Alexander Demianchuk / Reuters

Крестный ход по Невскому проспекту. Фото: Alexander Demianchuk / Reuters

Максим Богачев, исследователь социологии религии, автор таких научных статей, как «Воцерковленность и политические предпочтения православных верующих: количественный анализ» и «Партийные предпочтения религиозных групп, или Почему российские католики в 2011 г. голосовали за “Яблоко” и ЛДПР».

В общественно-политической дискуссии о том, что РПЦ может дать современному российскому государству, существует две позиции. С одной стороны, исследователи утверждают, что церковь легитимирует существующий режим и обеспечивает властям электоральную поддержку православных верующих, активно голосующих за «Единую Россию» и Владимира Путина. С другой – публицисты, опираясь на результаты подсчета численности участников пасхальных богослужений, отмечают, что доля верующих, на которых может повлиять РПЦ, составляет не более 3% всех россиян, а потому влияние церкви на российское общество и политический процесс явно преувеличено.

Существующая дискуссия требует внесения некоторых уточнений, так как реальное положение дел сложнее. Во-первых, хотя цифра 3% и является достаточно спорной, нельзя приуменьшать роль внемлющих РПЦ граждан в электоральном пространстве. Во-вторых, связь между исполнением православными верующими религиозных обрядов и голосованием за «Единую Россию» вовсе не является линейной и однозначной. Более того, православный электорат еще может стать для власти самой настоящей проблемой. И вот почему.