Примерно 56 млн лет назад количество видов планктона в океанах Земли упало с 60 до 17. Люди узнали об этом в самом конце 1980-х, когда команда палеоокеанографа Джеймса Кеннетта изучила слои отложений, взятых со дна недалеко от берегов Западной Антарктиды. В образцах этого периода была и еще одна странность: судя по всему, в воздухе резко возросло содержание углекислого газа, из-за чего океан быстро окислился и нагрелся.
Вскоре аномальное содержание диоксида углерода обнаружили в останках вымерших животных – сначала на западе США, затем в Китае, Европе и по всему миру. Постепенно вырисовалась картина того, что сейчас называется палеоцен-эоценовый термический максимум (PETM): резкого потепления климата, значительного изменения состава атмосферы и вымирания некоторых видов.
Тогда, 56 млн лет назад, планета, которая уже была на несколько градусов теплее, чем сейчас, нагрелась еще на 6°С. Океан на экваторе стал горячим настолько, что крокодилы (точнее, их предшественники) плавали в водах Арктики, животные мигрировали в северные широты, где можно было рассчитывать на корм, млекопитающие начали мельчать, потому что листья растений стали менее питательными. На планете начались шторма, длительные засухи и наводнения. Долгое время ученые не могли понять, почему Земля нагрелась так сильно и так быстро, – все компьютерные модели говорили о том, что был какой-то мощный Х-фактор, без которого такой сценарий был бы невозможен. Только сейчас этот фактор, похоже, найден. Это облака.
Согласно исследованию, опубликованному на этой неделе в журнале Nature Geoscience учеными из Калтеха (Калифорнийского технологического института), эффект от облаков вполне может объяснить, что случилось 56 млн лет назад. И он же позволяет представить, что ждет планету в скором будущем.