Франкфурт. Музей икон. Фото: ikonenmuseumfrankfurt.de

Франкфурт. Музей икон. Фото: ikonenmuseumfrankfurt.de

История коллекций русских икон за пределами России началась с ошибки. И сделал ее не кто иной, как Гете. Он подрабатывал покупкой произведений искусства для своего давнего друга герцога Карла Августа Саксен-Веймар-Эйзенахского и в 1818 году купил ему в коллекцию три византийские иконы. «Что касается древнейших византийских плоскостных работ, то я приобрел три ценные иконы», – писал он историку искусства Сюлипсу Буассере. На самом деле это были русские иконы XVII века. Сейчас они находятся в коллекции Веймарского музея – дворца.

Но по большому счету настоящий интерес к русской иконе в мире начался на рубеже веков. Однако на пороге ажиотажа началась мировая война, потом русская революция.

Впрочем, как раз революция открыла отличные возможности для создания огромных коллекций русских икон за границей. Большевики к религии относились с безразличием, а к твердой валюте очень даже хорошо.

Шведская коллекция и золото партии

До недавнего времени крупнейшим собранием русских икон вне России была коллекция Национального музея в Стокгольме. Всего более 300. Из них 65 относятся к XIV-XVI веку, а еще 80 к XVII.

Причина такого богатства – деятельность шведского банкира Улофа Ашберга на благо советской республики. Ашберг с 1919 года активно сотрудничал с большевиками, выводя через свой банк «Ниа Банкен» деньги большевистского правительства заграничным контрагентам. В частности, он был одним из главных участников «Паровозной аферы». На покупку 500 паровозов было в итоге истрачено 240 млн. золотых рублей (четверть золотого запаса Российской Империи!). Обстоятельства этой сделки и ее детали заставили современных исследователей предположить, что смыслом ее была вовсе не покупка паровозов, а перевод большой суммы денег на счета в Европе, так, чтобы в случае неприятного развития событий для правительства большевиков у них были средства для жизни и дальнейшей борьбы вне России. Собственно, именно эта «Паровозная афера» и стала исходной точкой формирования мифа о «золоте партии».

Этот миф отчасти подтверждает дальнейшая судьба Ашберга. После грандиозного фиаско с паровозами от его услуг не отказались, а вовсе наоборот – пригласили создать советский коммерческий банк. В 1922 году он стал создателем и первым руководителем «Роскомбанка», который существует и сегодня, только называется теперь «Внешэкономбанк».

За время работы в России Ашберг увлекся русскими иконами, научился разбираться в них и активно скупал. Дружба с Красиным и другими деятелями большевистского правительства, а также готовность платить за иконы настоящие деньги давали ему практически неограниченные возможности. В итоге по специальному распоряжению Луначарского в 1926 году он получил разрешение на вывоз своей коллекции в Швецию.