Глеб Столяров МОСКВА (Рейтер) – Несколько лет подряд эксперты и автопроизводители ошибались с прогнозами продаж на автомобильном рынке РФ в меньшую сторону, а в 2008 году Россия чуть было не стала первым рынком в Европе. Но кризис превратил радужные перспективы в несбыточные мечты – продажи падают, а цены растут – и 2010 год пока не обещает чуда. Российский авторынок заканчивает год с печальным результатом – за 11 месяцев продажи легковых и легких коммерческих автомобилей, по информации Ассоциации европейского бизнеса, упали ровно вдвое до 1,33 миллиона штук. По итогам года будет продано 1,45, максимум – полтора миллиона автомобилей, считают эксперты. Год начался с повышения импортных пошлин до 25 с 20 процентов на большинство новых машин и запретительных – на подержанные иномарки, что нанесло удар по продажам новых иномарок, хотя помогло «АвтоВАЗу» – продажи Lada за 11 месяцев упали только на 45 процентов. Пошлины не достигли заявленной цели и не спасли российский автопром от резкого падения: по данным «АСМ-Холдинга», производство автомобилей за 11 месяцев 2009 года упало на 60,4 процента до 543 501 штук. При этом производство иномарок в РФ упало не так резко – на 54,1 процента до 256 753 автомобилей. Автодилеры считают, что продажи могли быть еще хуже, если бы не скидки на иномарки 2008 года выпуска, которые были ввезены по старым таможенным ставкам, и которые нужно было продать для удержания автоторговых компаний на плаву в разгар кризиса. «Скидки позволяли поддерживать продажи на относительно высоком уровне весь 2009 год», – говорит главный исполнительный директор розничного подразделения автоторговой компании «Рольф» Вардан Даштоян. Второй фактор, который помог продажам автомобилей в РФ не упасть еще ниже – программа государственного кредитования, по которой правительство субсидирует банкам две трети ставки рефинансирования по кредиту на покупку машины. Но участники рынка говорят о ее низкой эффективности. Автор программы Минпромторг рассчитывал, что в 2009 году с использованием льготного автокредита будет продано 150 000 автомобилей, но на 11 декабря результат был скромным – 61 618 машин. МЕЧТА ОШИБИТЬСЯ Большинство автопроизводителей и дилеров считают, что авторынок продолжит ползти «по дну» в 2010 году – их прогнозы продаж колеблются от 1,3 до 1,65 миллиона штук. Renault, Toyota и General Motors ждут стабилизации. Представитель GM Сергей Лепнухов обещает год «без резких провалов и рывков». Volkswagen не теряет надежды. «Мы ожидаем, что в следующем году продажи вырастут на 5 – 10 процентов и составят около 1,45 миллиона автомобилей», – сказал замгендиректора Volkswagen Group Rus Мартин Ян. Он надеется, что на вторую половину 2010 года придется оживление рынка. В подъем верит и Nissan – представитель компании Татьяна Натарова дала самый оптимистичный прогноз – 1,6 – 1,65 миллиона штук: «Мы ожидаем, что рынок будет расти замедленными темпами в связи с выходом из кризиса, но основным локомотивом этого роста станет рынок иномарок». «АвтоВАЗ», который хочет продать в этом году в РФ 340 000 автомобилей, рассчитывает нарастить продажи на 11 процентов в 2010 году, сказал вице-президент по маркетингу и продажам Максим Нагайцев. Доля «АвтоВАЗа» на рынке должна сохраниться на уровне 25 процентов, говорит Нагайцев, то есть «АвтоВАЗ» хочет продать около 380 000 автомобилей при рынке 1,5 миллиона. По итогам 11 месяцев автомобили под брендом Lada занимали 24 процента рынка с результатом 321 677 штук. Более пессимистичен глава Ford в России Найджел Брэкенбери. По его оценке, в 2010 году будет продано 1,3 – 1,5 миллиона автомобилей – «так же, как в этом году». Не больше оптимизма и у чиновников: «Либо рынок останется на уровне 2009 года, либо плюс пять процентов максимум», – сказал руководитель департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. Продавцы не уверены в этом. «Рынок может упасть до 1,3 миллиона штук», – говорит директор розницы «Рольфа» Даштоян. «Я бы мечтал ошибиться, но не вижу причин, из-за которых рынок вырастет или останется на том же уровне». Эксперты и участники рынка надеются на то, что российская экономика постепенно выходит из кризиса, что и позволит удержать автопродажи на уровне 2009 года, но при этом рассчитывают на господдержку рынка. «Большую роль будут играть стабильность рубля и улучшения в сфере кредитования», – говорит Брэкенбери из Ford. «Ключевыми факторами для роста отечественного авторынка мы считаем мировые цены на нефть и связанную с ними стабильность (или нестабильность) рубля, а также доступность автокредитов для населения», – соглашается Лепнухов из GM. Но рынок будет расти быстрее, если правительство будет стимулировать продажи, добавляет Брэкенбери. Минпромторг пообещал, что с февраля в РФ заработает программа «деньги в обмен на драндулеты», которая предполагает обмен автомобиля старше 10 лет на скидку при покупке новой отечественной машины на сумму 50 000 рублей. В США и Германии подобные программы позволили обеспечить рост рынка даже в кризис, однако Россия – другая история. «Я занимаюсь автомобильным бизнесом, но даже я не понимаю, как это будет работать», – говорит гендиректор автодилерского холдинга «Атлант М» Олег Хусаенов. Он напомнил, что в РФ практически нет инфраструктуры для утилизации старых автомобилей. Продавцы иномарок еще надеются на отмену пошлин на новые машины – они почти не сдержали провал производства автомобилей внутри страны, а на рынок будут влиять еще долго. Ян из Volkswagen предлагает включить снижение пошлин до уровня 2008 года в пакет господдержки промышленности. В этом году продавцы иномарок еще не в полной мере почувствовали тяжесть пошлин, введенных в начале года, поскольку почти весь год они распродавали автомобили предыдущего года, считает Даштоян. Но в 2010 году старые автомобили кончатся у всех, и рынок почувствует отложенный эффект от высоких пошлин, считает он. «Я жду, что цены в 2010 году вырастут процентов на 5 – 10», – говорит Даштоян. ОСОБОЕ МНЕНИЕ «В 2010 году мы ощутим подъем, – считает гендиректор холдинга «Автомир» Николай Груздев, не называя конкретных цифр. – Кризис в мире проходит, экономика восстанавливается, это коснется и России». Главный фактор роста авторынка – состояние автокредитования, говорит он, сейчас оно сдерживается психологическими факторами, хотя деньги есть и у потребителя, и у банков. В 2010 году психологические барьеры постепенно будут сниматься, что позволит нарастить автопродажи, надеется Груздев. При этом цены из-за высоких пошлин могут вырасти в зависимости от бренда, на 5 – 10 процентов, говорит он, но «выдающегося провала из-за роста цен не будет». (Редактор Алексей Калмыков)