Глеб Столяров и Ольга Сичкарь МОСКВА (Рейтер) – Организаторы олимпийской стройки посчитали два года назад, что РФ не сможет подготовиться к Играм-2014 без морского порта в Сочи, но пока даже его первая очередь, построенная «Трансстроем» Олега Дерипаски, не востребована, рассказал в интервью Рейтер замгендиректора ПСК «Трансстрой» Юрий Тямушкин. Надежды на частичную окупаемость проекта связаны с тем, что после 2014 года порт превратится в марину, партнером в этом проекте должна стать американская IGY. Порт в Имеретинской долине мощностью 5 миллионов тонн в год должен обойтись инвесторам в 13 миллиардов рублей. Из них 6 миллиардов рублей инвестировало государство в лице ФГУП «Росморпорт». Это «федеральная» часть проекта, по которой строятся волнозащитные сооружения и углубляется дно, а 7 миллиардов рублей – «инвестиционная часть», которая идет на строительство восьми причалов и портовой инфраструктуры, рассказал Тямушкин. «Базэл» Дерипаски, в состав которого входит «Трансстрой», уже потратил на строительство 1,7 миллиарда рублей своих денег и 2,8 миллиарда из кредита ВЭБа на 4 миллиарда рублей. Постройки порта были разрушены штормом в декабре 2009, однако, по словам Тямушкина, ущерб «инвестиционной части» проекта составил не более 80 миллионов рублей. Федеральная часть порта пострадала сильнее, сказал он, разрушения оцениваются в 300 миллионов рублей. «Четыре причала уже построены. Три причала из четырех недостроенных – часть «волнолома» (защитное сооружение в порту), и нам придется их возвести, это часть конструктива». «НАХОДИМ, ПОКУПАЕМ, ГРУЗИМ, ПРОДАЕМ» «До нашего вхождения в проект по заказу госкорпорации «Олимпстрой» был выполнен расчет грузопотоков и пропускных способностей дорог – получилось 98 миллионов тонн за все пять лет стройки, – говорит Тямушкин. – Исходя из этого прогноза мы готовили бизнес-план и обоснование для кредитования проекта». Сначала «Олимпстрой» хотел построить два порта по 5 миллионов тонн, но прогнозы не оправдались и от идеи второго порта отказались. «Еще на этапе обсуждения проекта подразумевалось, что вопрос направления грузопотоков через порт возьмет на себя «Олимпстрой», поэтому мы как инвесторы были в этом проекте уверены». Однако и расчет на то, что большая часть грузов будет перевозиться морем из-за недостаточности сухопутной инфраструктуры, оказался неверным – даже один порт не выдерживает конкуренции с железной дорогой. «Мы начали работать в апреле 2010 года, (ввели в строй мощности на) 2 миллиона тонн. За это время было обработано 32 судна и мы перевезли 51 000 тонн». По его словам, в 2011 году по железной дороге планируется перевезти около 16 миллионов тонн грузов, еще около 1,5 миллиона придется на автотранспорт. При этом именно сейчас для Олимпиады требуется самый большой объем грузов. По подсчетам Тямушкина, около 60 процентов надо перевезти в 2010 – 2011 годах, 20 процентов – в 2012, а в 2013 потребуется около 10 процентов от общего объема. «Выгоднее возить морем на расстояния более 1000 километров. А если, например, ввозится основная масса грузов с карьеров Краснодарского края, все в пределах 400 километров, то железная дорога является самым эффективным и дешевым видом транспорта». «Дать команду кому-то закупить по рыночной цене и провезти через порт, что дороже на 250 – 300 рублей за каждую тонну, это же невозможно». Сейчас порт берет на себя несвойственные функции: «Мы и трейдеры, и фрахтователи. В Турции находим щебень, который по качеству такой же как у «Павловскгранита», покупаем его в Турции, фрахтуем пароход, грузим пароход, привозим к себе, выгружаем и продаем». «Сейчас мы надеемся на перевалку генеральных грузов... это отделочные материалы, плитка, сантехника и другое. Эти товары пойдут из Турции, Италии, Китая... Мы сейчас планируем, что в 2011 году около 1 миллиона тонн привезем». Если загрузить порт на полную мощность «Базэл» не сможет, то ему все равно придется вложить в порт не менее 6 миллиардов рублей: «Мы можем сократить инвестиции изначальные на 1 миллиард». МАРИНА ИЩЕТ ПАРТНЕРА Прибыльность грузового порта в условиях недозагруженности оказалась под вопросом, но «Базэл» может превратить его после окончания стройки в марину. Она должна стать частью курортной жилой зоны – Олимпийской деревни, которую построит «Базэл», рассказывает Тямушкин. Проектная компания Astra Marinas уже подготовила мастер-план марины на 650 судов, включая яхты длинной свыше 30 метров. Инвестиции в проект – 38 – 40 миллионов евро. «Сейчас мы ищем партнера-соинвестора... Мы рассматриваем возможность партнерства в соотношении 50 на 50, но контроль отдавать не планируем. Мы подписали протокол о намерениях с оператором – американской компанией IGY. Эта компания не только управляет, но и владеет десятками марин в США и Европе». IGY может стать совладельцем проекта: «Они рассматривают возможность проинвестировать 20 – 30 процентов». Тямушкин отмечает, что проектирование займет 8 месяцев, а само строительство – год-полтора. «Есть идея на время Олимпиады разместить на марине плавучие гостиницы, поэтому яхтинг там начнется только по окончании игр». (Редактор Антон Зверев)
«Базэлу» нечего грузить в Сочи
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Замгендиректора ПСК Трансстрой Юрий Тямушкин рассказал, что построенный Дерипаской порт в Сочи простаивает