Московский офис Deutsche Bank осуществлял «зеркальные сделки», большая часть денег от которых «принадлежала выходцам из Чечни со связями в Кремле», пишет The New Yorker.
Эти сделки, утверждает издание, осуществлялись для того, чтобы «экспатриировать деньги».
«Поскольку российская и офшорная компании принадлежали одному и тому же владельцу, эти кажущиеся обычными сделки имели алхимическую цель: превратить рубли, застрявшие в России, в доллары, спрятанные за пределами России», – пояснил The New Yorker.
По словам источников, главные клиенты банка, связанные с «зеркальными сделками», пришли в московский офис через менеджера Сергея Суверова в 2011 году. Интересы клиентов в сделках представлял Игорь Волков.
Сделки осуществлялись следующим образом: изначально представляемые Волковым фонды размещали заказы на бумаги фондового рынка. Затем брокер «почти каждый будний день» (с осени 2011 года до начала 2015 года) просил Deutsche Bank осуществить одновременно две операции: от имени российской фирмы и от лица, как правило, зарегистрированной в офшоре компании. В первом случае он покупал за рубли акции российских компаний, а во втором – продавал купленные активы в Лондоне за доллары, фунты и евро.
Информацию о том, что подобные сделки могли осуществляться в интересах Аркадия и Бориса Ротенбергов, как ранее полагало Bloomberg, собеседник не подтвердил.
По словам брокера, работавшего с клиентами «зеркальных сделок» Deutsche Bank, такую схему работы придумали другие российские банки еще в 2000-х, чтобы снизить налоги для импортеров.
О закрытии московского отделения Deutsche Bank объявил в середине сентября. Такое решение, по словам представителей банка, было принято «с целью уменьшения сложности процессов, затрат, рисков и использования капитала».