Полтора года назад The Financial Times удалила свои мобильные приложения из App Store, не пожелав делиться с Apple деньгами, которые платят за подписку ее читатели. Вместо этого компания Assanka создала для FT фантастическое мобильное веб-приложение на базе технологии HTML5, по сути, абсолютно ничем не уступающее обычным эппам. Впечатлившись, издание приобрело стартап. 11 апреля основатель Assanka, а ныне глава FT Labs, Эндрю Беттс посетил Москву, чтобы принять участие в Conde Nast Digital Day. App Heroes поговорил с ним об Apple, будущем прессы в мобильную эпоху и перспективах веба.

– Я правильно понимаю, что главной мотивацией исхода Financial Times из App Store было желание не делиться с Apple своими доходами?

– Отчасти. Но мы неоднократно подчеркивали, что финансовый аспект здесь не самое главное. Просто если до этого у вас на протяжении десятилетий были прямые отношения с вашими клиентами, то ставить между вами посредника в лице технологической компании – это не самая хорошая идея для вашего бизнеса. Иначе через двадцать лет вы обнаружите, что вместо трех миллионов клиентов у вас один клиент – Apple. И это у Apple теперь три миллиона клиентов, а не у вас. Пытаться не допустить этого – как минимум прагматично.

– Но у Financial Times очень специфическая аудитория, для которой финансовая информация – это рабочий инструмент. Люди все равно будут вас читать, даже если вас нет в App Store. Но для многих изданий все иначе. Для них App Store – это удобная платформа, где есть собственная платежная система и где их легче заметить.

– Безусловно. Здесь можно провести аналогию с реалити-шоу, где вы посылаете SMS и голосуете за участников, которые вам нравятся. Зрители тратят на это миллионы и миллионы долларов, однако значительную часть денег забирают мобильные операторы. Авторы передач могли бы зарабатывать гораздо больше, если бы принимали от фанатов кредитные карточки. Но ведь никто не будет платить через кредитные карточки! Люди посылают SMS, потому что это просто и удобно. Точно такая же ситуация и в случае с медиа и мобильными платформами. Есть ли у вас рынок за пределами App Store? Нет? Это о’кей, оставайтесь в App Store.

– Многие ли в будущем могут последовать примеру Financial Times и попытаться выбраться из экосистемы Apple? 

– Если честно, я не знаю. Может быть. Рядом со мной очень много людей, которые с большим энтузиазмом относятся к перспективам веба, и очень мало людей, которые с таким же энтузиазмом относятся к перспективам обычных приложений. Так устроен мой круг общения, но как дела обстоят на самом деле? Веб очень долго оставался слишком разрозненным и развивался недостаточно быстро. Теперь же мы пытаемся наверстать упущенное.

– Financial Times продолжает выходить на бумаге. Как долго это еще будет продолжаться?

– Бумажные газеты были столь успешны, потому что на самом деле это очень удобный способ потреблять контент. Если я попытаюсь перечислить критерии идеального канала получения новостей, мы увидим, что бумажные газеты удовлетворяют очень многим из этих требований. Например, им не нужен интернет, их можно читать на солнце и у них никогда не садится батарейка.

– Но у них есть и недостатки. Например, вам надо утром идти за газетой в магазин.

– Безусловно. Но многие люди все равно любят газеты. Поэтому если мы хотим придумать им достойную замену, важно позаботиться о том, чтобы она была как минимум не хуже. И у меня есть убеждение, что веб c этой задачей способен справиться лучше нативных приложений. В вебе у материалов изначально есть свой уникальный адрес, их можно найти через поисковики, ими удобней делиться с друзьями, добавлять в закладки и делать другие важные мелочи. В приложениях многих из этих функций не хватает.

– Наши дети могут не знать, что такое газеты, и соответственно, не осознавать всех их преимуществ. 

– Разумеется, однажды газеты исчезнут. Но, я думаю, это будет происходить с разной скоростью для разных изданий. Очень может быть, The Financial Times будет одной из первых газет, которая откажется от бумаги. Наша аудитория может позволить себе все необходимые для этого устройства. Но как насчет таблоидов? The Sun? Их ежедневный тираж превышает три миллиона экземпляров. Я не могу представить, как читатели The Sun в ближайшей перспективе откажутся от бумаги. В Лондоне, когда вы вечером заходите после работы в метро, вам дают в руки газету. Сделать что-то подобное в цифровую эпоху весьма непросто.

– Люди отбирают у медиа функции кураторов контента – они делятся друг с другом ссылками на Facebook и так далее. Это проблема для вас? Не может быть такого, что однажды Facebook станет таким же посредником в вебе, каким Apple является на мобильных платформах?

– Кураторство контента и процесс его создания действительно становятся абсолютно разными сферами бизнеса. И в вебе этим может заниматься кто угодно. Это такой органичный и неконтролируемый процесс, который пугает многих издателей. В случае с нативными мобильными приложениями издатели могут по-прежнему выполнять функции кураторства точно так же, как они делали это в эпоху бумажных газет. Для нас важно, чтобы наши подписчики оставались нашими подписчиками, а не были клиентами Apple или кого-то другого. В случае с Apple мы иногда даже не имели вообще никакой информации о своих клиентах! Кто они? Мы этого не знали. Пока мы будем обладать этой информацией, остальное не играет такой важной роли.