Красивая хрупкая девушка весело смотрит в веб-камеру и очень быстро говорит на непонятном языке. Через секунду она схватит кусок свинины в кисло-сладком соусе и жадно запихнет его в рот, скорчит довольную гримасу, нарочито громко почавкает и оближет пальцы. Стол перед ней заставлен едой: на газовой горелке греется суп из акульих плавников, в небольшой миске лежит холодная куксу с соевым соусом, в тарелке неподалеку – рисовая лапша. По ощущениям – это как минимум ужин на несколько персон. Но в ближайшие два часа девушка съест его почти целиком, а потом запьет литрами колы.
Так выглядит мир mok-bang – популярного онлайн-явления в Южной Корее. «Mok» – сокращение от глагола «есть», «bang» – сокращение от глагола «транслировать». Если коротко, mok-bang – это прямой эфир вашего обеда, на который вы любезно пригласили весь интернет. Недавно о феномене прознала западная пресса, которая была шокирована как его масштабами – каждый день в акте массового гастрономического вуайеризма принимают участие десятки тысяч человек по обе стороны экрана, так и его финансовым аспектом. Дело в том, что если вы обладаете природным даром фотогенично есть, то можете очень хорошо заработать.
За этот месяц наберется всего несколько дней, когда я садился есть ланч в одиночестве: каждый раз компанию мне составляли главные звезды mok-bang – рыжеволосая красотка, толстый парень с усами и многие другие. Это был очень странный опыт, в результате которого у меня, кажется, появился новый сексуальный фетиш.
Иногда найти источник популярного интернет-вируса может быть дико непросто. По одной из версий, феномен mok-bang мог оказаться реакцией на охватившее год назад корейский интернет массовое помешательство на актере по имени Джунг Ву Ха. Ха с таким вдохновением засовывает пищу в рот, что простая нарезка обеденных сцен из его фильмов вполне способна стать хитом на YouTube. Так или иначе, но к минувшей осени mok-bang стал мейнстримом.
Цитатедель mok-bang – южнокорейский сервис потокового видео Afreeca TV (удобней пользоваться мобильными приложениями – iOS, Android). Это как YouTube, только с прямым вещанием. Ведущие называют себя Broadcats Jockeys (BJ) и могут транслировать все, что только взбредет им в голову: они играют в Starcraft, перепевают местные поп-хиты, критикуют власть, дают экономические советы и, разумеется, едят. У самых популярных биджеев гигантская аудитория, в знак признательности и одобрения постоянно осыпающая их подарками – виртуальными шариками, которые они покупают у Afreeca TV. Биджеи в любой момент могут пойти и «обналичить» шарики, превратив их в реальные деньги.
Королева жанра mok-bang – биджей Дива, за маской которой скрывается тридцатилетняя Парк Со-Ен. Именно она аппетитно поедает куриные крылышки на гифке сверху. Каждый вечер (около 15:00 мск) Дива садится перед компьютером и начинает готовить. К моменту, когда она приступит к ужину, к ее каналу подключится армия зрителей. Они будут пристально следить за процессом и с бешеной скоростью комментировать происходящее. Прикончив последний кусок пиццы, Дива обязательно задержится перед камерой еще на час. Зачем? В противном случае многие могут заподозрить, что где-то за кадром она избавляется от содержимого желудка. Допустить этого Дива не может: каждый месяц она зарабатывает на подарках около $10 тысяч.
В общей сложности в Южной Корее более 3500 кулинарных биджеев. Всех я не видел, но мой персональный фаворит – биджей Король еды. Только посмотрите, какая у него шапка.
Газеты, судя по всему, видят в mok-bang демографические предпосылки. Южная Корея традиционно была обществом, в котором высоко ценят семейные отношения. Но за последние двадцать лет в стране драматически выросло количество «домохозяйств из одного человека»: с 9,1% в 1990 году до 24,2% в 2010-м. В основном это независимая молодежь, которая отказывается от брака по карьерным или иным соображениям. Для них Дива – это возможность не есть в одиночестве. «Это важный фактор. Мое шоу настолько популярно, потому что ты можешь общаться с другими людьми, которые сидят одни дома», – заявила Reuters Дива.
Я не живу в Южной Корее и не являюсь специалистом по местной культуре, но теория про одиночество звучит как минимум красиво. Но она полностью противоречит моим личным впечатлениям. Последнее, с чем у меня ассоциируется mok-bang, – это ощущение ужина в семейном кругу.
Некоторые англоязычные журналисты сразу дали явлению название – «food porn». И это значительно проницательней, чем может показаться на первый взгляд.
Люди очень часто используют рот и губы для получения сексуального удовольствия. И вы знаете самый очевидный пример – поцелуй. Иногда не менее приятные ощущения человек испытывает во время поглощения пищи. Зачастую получаемое им удовольствие настолько велико, что он начинает причмокивать и облизываться. Некоторым сторонним наблюдателям в эти моменты становится стыдно: сексуальные коннотации этих звуков невозможно отрицать. Но если вас разделяет экран компьютера – чувство неловкости сменяется любопытством и, рискну признаться, возбуждением. Невозможно не обратить внимание, что абсолютно все биджеи располагают микрофон как можно ближе ко рту.
Да, мне не доводилось наблюдать, чтобы кто-то из ведущих внезапно начал снимать с себя одежду в перерыве между бургером и димсамами с креветкой. В самих видео на первый взгляд нет ничего подчеркнуто эротичного, а многие популярные биджеи – последние люди, которых вы хотели бы встретить на просторах любимого порнохостинга. Сами они постоянно подчеркивают – в mok-bang нет сексуального подтекста. Но я готов с ними поспорить: еда сама по себе чертовски сексуальна, и связанные с ней фетиши могут носить разнообразный характер.
И потом все-таки неслучайно, что именно Дива – самый популярный биджей.