Структуры миллиардера Леонида Блаватника за последний год инвестировали около $400 млн в немецкий инкубатор стартапов Rocket Internet, следует из присланного на днях в App Heroes пресс-релиза. Вам эта новость кажется скучной? Тогда вы, скорее всего, ничего не слышали об основавших Rocket Internet братьях Замвер – Оливере, Александре и Марке – самых одиозных, самых ненавистных и по-своему самых харизматичных интернет-предпринимателях планеты. Этих людей в разное время называли «отвратительными ворами» и «стаей волков, способных унюхать деньги через закрытое окно». Одновременно Forbes в прошлом году оценил их состояние в $650 млн. Кто они такие? Императоры клонов.

Чтобы оценить масштабы демонического образа братьев Замвер, достаточно знать один единственный факт. Несколько лет назад самые прогрессивные стартаперы Берлина на полном серьезе вынашивали план написать манифест, целью которого было отгородиться от доминировавшей в немецкой столице культуры копирования успешных идей – культуры, квинтэссенцией которой, по всеобщему мнению, являлся инкубатор Rocket Internet.

В конце прошлого века Оливер, Александр и Марк вернулись в Берлин после турне по Кремниевой долине с одной навязчивой идей: Германии нужен собственный eBay и нужен срочно. После того как письма в штаб-квартиру крупнейшего онлайн-аукциона с предложением открыть немецкое представительство компании остались без ответа, братья запустили его копию – сайт Alando. Через три месяца eBay выложил за Alando $50 млн. Так началась история серийного предпринимательства семьи Замвер. Для них технологические стартапы никогда не были вопросом приобщения к контркультурной элите или мировой революции. «Мы не занимаемся инновациями, мы занимаемся строительством компаний. Архитектор всегда кто-то другой, мы же – просто строители», – говорил в интервью Wired Оливер Замвер.

Тактика братьев Замвер предельно проста: Rocket берет успешную концепцию в одном месте и как можно быстрее переносит ее в другое, докуда оригинал еще не успел добраться. Но они не просто копируют идеи, они поставили этот процесс на поток. Сейчас империя клонов Rocket насчитывает более 70 компаний по всей планете – от Чили до Индонезии, от Сингапура до России. Вот лишь самые яркие примеры в портфеле инкубатора: Wimbdu (клон Airbnb), Airu (бразильский клон Etsy), Lazada (южноазиатский клон Amazon), Zalando (клон Zappos), Lamoda (российский клон Zappos). Оцените изящество названий. Нельзя забывать и всеобщего фаворита – Pinspire, точная копия Pinterest, «самый горячий клон самого горячего стартапа». «Вы не добились успеха, пока у вашей интернет-компании нет достойного клона из Германии», – заявил однажды бывший главный редактор Techcrunch Майкл Аррингтон.

Самый страшный эпизод в биографии немецкого трио? Именно их деньги стояли за превращением Crazy Frog в самый чудовищный и раздражающий мем в истории человечества. Созданная братьями компания по продаже рингтонов Jamba! отлично на этом заработала. Вот ролик, чтобы освежить вашу память:

https://www.youtube.com/embed/k85mRPqvMbE

Оливер Замвер утверждает, что единственная мотивация его братьев – это жажда победы: «Если бы деньги были главной целью, я бы остановился очень давно. Мы делаем это снова и снова в попытке доказать, что мы самые лучшие». Своим главным достоинством немецкие предприниматели считают способность развивать новые компании лучше и быстрее всех своих конкурентов.

Братья – большие любители обсценной лексики и милитаристского жаргона. В конце позапрошлого года в руки Techcrunch попало мотивационное письмо Оливера своим сотрудникам, из которого можно оценить царящие в компании порядки (также стоит почитать не всегда лицеприятные отзывы сотрудников на Quora). «Есть только три сферы электронной коммерции, в которых можно построить миллиардные компании: Amazon, Zappos и мебель. Время для блицкрига нужно выбрать мудро. Каждая страна должна своей кровью доказать мне, что пришло правильное время. Я готов всегда! Я не хочу сюрпризов. Я хочу, чтобы вы все согласись с этим планом: вы должны подписать его собственной кровью». Прессе предсказуемо полюбилось слово «блицкриг». Кто-то даже превратил это пламенное выступление в музыкальный трек:

Братья не только охотно одалживают идеи, но и инвестируют в оригиналы. В разное время они вкладывали деньги в Facebook, LinkedIn, Zynga и Groupon.

К этому моменту вы уже могли заметить, что Оливер, Александр и Марк не пользуются большой популярностью в помешанной на инновациях технологической индустрии. Но прежде чем окончательно составить о них мнение, подумайте вот о чем: не кажется ли вам их подход к бизнесу достаточно креативным для ситуации, когда идеи преодолевают границы с рекордной скоростью, а американские стартапы зачастую слишком эгоцентричны, чтобы обращать на остальной мир внимание?