Перерождение банковских брендов — тренд, который все мы наблюдаем сегодня, но зачастую этим занимаются люди все с теми же классическими представлениями о банковском сервисе. В качестве конкурентных преимуществ «новых банков» они предлагают бесплатное обслуживание счета, самые высокие ставки по депозитам, самые низкие ставки по кредитам, возможность получить карту с надписью «Gold» или «Platinum». Однако даже обычная банковская выписка выглядит так же, как и 10 лет назад, а чтобы понять всю зашифрованную в платеже информацию надо быть, по меньшей мере, сотрудником банка. Современный пользователь привык к абсолютной легкости и удобству своих iPad и iPhone, и для многих сегодня важна не новая линейка банковских продуктов, а простота, понятность и удобность сервиса. В середине прошлого года основатели софтверной компании iDa Mobile решили создать мобильный банк, который отталкивается прежде всего от современной технологии, красивых интерфейсов и реальных потребностей целевой аудитории.

К тому моменту Дмитрий Феофанов и Роман Потемкин, совладельцы компании iDa Mobile со штаб-квартирой в Праге, уже два года занимались разработками технологий в области мобильного банкинга и продавали свой продукт другим банкам в стране — таким как ТКС-банк, Home Credit Bank, UniCredit Bank, Номос-банк. Между тем, создавая красивую оболочку, они понимали, что внутри банковский продукт остается все таким же непрозрачным и сложным для потребителя. К тому же выяснилось, что среди множества доступных пользователю сервисов не так много именно финансовых. Например, заказать билет на самолет или найти квартиру через сайт или приложение сегодня легко, а вот перевести деньги другу в другой город еще не настолько просто, насколько могло бы быть. Дмитрий и Роман предложили сделать банк в качестве простого, понятого и удобного сервиса — приложения, которое можно просто скачать из AppStore и пользоваться, а не искать каждый раз ближайший офис и не обмениваться бумагами с банком.

Идеологов проекта вдохновили примеры западных банков — Simple и Fidor Bank. Эти банки ориентированы на современного человека, который живет в мире смартфонов, фейсбука и инстаграма и для которого все должно быть просто, естественно и красиво. Идею поддержал Валентин Кравцов, основатель iDa Mobile — выходец из Google, который защитил PhD в области Computer Science в Израиле и последние несколько лет живет и работает в Лондоне. Более двух лет он был ведущим разработчиком в команде Android, в том числе отвечал за создание функции Voice Search и запуск Samsung Galaxy Nexus.

Для нового продукта придумали красивое название — Instabank. Суть приложения в том, чтобы помочь каждому организовать в простой и удобной форме финансовые отношения с семьей, друзьями, любимыми ресторанами, магазинами и кинотеатрами. Изначально сервис построен как гармоничная часть мира соцсетей и общения в них, а не как отдельный консервативный финансовый институт. Авторизоваться в системе можно по аккаунту в Facebook. Сейчас разработчики проекта ориентируются именно на пользователей Facebook и владельцев iPhone/iPad. Первых сегодня более 6 млн, вторых — 15 млн, а к моменту запуска проекта весной этого года эта цифра может дойти до 20 млн. Создатели Instabank планируют охватить как минимум 5-ю часть этой аудитории.

«Мы строим продукт не с той точки зрения банка, когда он пытается удовлетворить своих клиентов, а целимся в определенного потребителя — это „креативный класс“, люди с активной жизненной позицией, неплохим достатком, пользователи iPhone и других смартфонов и планшетов, активные пользователи Facebook и Instagram. То есть, по сути, мы делаем это как будто бы для себя и для своих друзей»,

 — поясняет один из создателей сервиса Дмитрий Феофанов.

Все опции в приложении — как будто из мира будущего. Например, чтобы рассчитаться во многих популярных кафе и барах города, кошелек вам и вовсе не потребуется. Партнерские отношения с различными заведениями позволят оплачивать счета за ужин и коктейли прямо из приложения, не выходя из-за стола. В России пока нет таких платежных систем, но создатели Instabank считают, что это просто вопрос времени. За рубежом телефон уже давно заменяет платежную карту — в телефоне «живут» данные пластиковой карты и со счета списываются деньги — например, аналогичный сервис развивает американская сеть кофеен Starbucks. Транзакции Instabank будут автоматически привязаны к базе Foursquare, что позволит вспомнить, где и на что были потрачены деньги, добавить личные впечатления и поделиться ими со своими друзьями.

Прототип.
Развитие мобильных технологий и бесконтактных платежей меняет восприятие финансовых услуг: сегодня более 90% ежедневных транзакций могут проходить по электронным каналам, а клиент сам регулирует свои счета и платежи через смартфон и планшетник. Например, в листе ожидания американского банка Simple, работающего только online — 90 000 желающих открыть там счет. К идее создания Simple Джошуа Рейх пришел, проанализировав ситуацию с банкингом в США. Скрытые комиссии, невнятные условия обслуживания, неповоротливый сервис американских банков — все это натолкнуло его на мысль создать банк, который бы устраивал его как потребителя, сделать личные финансы максимально простыми и понятными. Для начала он опросил 14 тыс. пользователей банковских услуг. Клиенты говорили, что их уже достали тормозные сайты банков и запутанная навигация, они не понимают, за что они платят разные банковские комиссии и откуда берутся скрытые платежи. Так появился инновационный интернет-банк Simple, который предоставляет клиентам простой и удобный интерфейс для управления личными финансами и не берет никаких скрытых комиссий и ежемесячных платежей.

По замыслу создателей, Instabank будет выполнять роль и социального банкомата, который выручит с деньгами в любой ситуации. Например, специальная функция позволит определиться с друзьями кто, сколько и кому должен по итогам застолья. Соответственно, рассчитаться друг с другом можно будет все в том же Instabank. Или, например, взять у товарища 1000 рублей наличными, чтобы оплатить такси, тут же вернув ему через приложение. Хотя и такси также скоро можно будет оплачивать через Instabank, уверены идеологи проекта. В ближайшее время компания планирует заключить партнерские отношения с несколькими точками, которые уже готовы принимать такие платежи через приложения. Обновляемая база точек приема платежей позволит промониторить, куда были потрачены деньги, вести баланс расходов и сбережений.


С ноября прошлого года сразу 7 тысяч заведений сети кофеен Starbucks в США начали принимать платежи через мобильный кошелек Square Wallet — приложение, установленное на смартфон. Кроме того, уже этим летом при помощи этого приложения можно будет оставить цифровые чаевые своему бармену.

Социальная сеть, а точнее окружение пользователя, сможет помочь быстрее сбываться его мечтам — приложение позволяет формировать личные цели (аналог накопительного счета), например, собрать нужную сумму на подарок — себе или другу. Показать друзьям, на что ты копишь можно при помощи поста на Facebook. По желанию люди могут помочь с накоплениями, отправив недостающие средства через Instabank.

Активная работа началась в сентябре и уже в начале октября венчурный фонд выступил инвестором первого раунда, оценив сервис в 4 млн дол и получив в нем миноритарный пакет. Также создатели определились с основным способом монетизации — lead generation. Именно за счет подобной схемы в списке продуктов Instabank скоро появятся аналоги кредитов и депозитов, выданные банками-партнерами. Размер прибыли идеологи проекта оценивают в 15 млрд руб в год.

Первая версия приложения Instabank увидит свет в апреле этого года, а после обкатки на российском рынке Instabank будет масштабироваться на другие страны — в первую очередь, США, Великобританию и Китай.

Подробности на сайте www.instabank.ru и в Facebook