Сенсационную сделку между Facebook и WhatsApp будут обсуждать еще очень долго: событий подобного масштаба интернет-индустрия не видела с начала века. Но одно ее последствие очевидно уже сейчас. Предпочитавший до этого находиться в тени основатель и генеральный директор WhatsApp Ян Кум был вынужден выйти в свет, и теперь о нем говорит весь мир.
После прохождения всех необходимых формальностей украинский эмигрант Кум превратится в очень влиятельного и богатого человека. Его состояние превысит $6,8 млрд, он станет вторым крупнейшим индивидуальным акционером Facebook (после сами-знаете-кого) и заодно получит место в совете директоров социальной сети. Параллельно он продолжит руководить WhatsApp – самым быстрорастущим сервисом в истории, который при текущих темпах уже в следующем году может достигнуть отметки в миллиард активных пользователей. Но крутым Ян Кум был и раньше. Мы собрали крупинки его биографии, чтобы вы смогли убедиться насколько.
Ян Кум избегает публичности. Точнее, так было раньше: сразу после объявления о сделке в прессе появились два крупных профайла на создателей WhatsApp – один в американском Forbes, другой – в британском Wired. Оставаться незаметным – непозволительная роскошь, когда ты руководишь социальным сервисом, за который только что заплатили почти $20 млрд. Но раньше в Маунтин-Вью было почти невозможно найти офис WhatsApp. О крупной вывеске на здании речи не идет: таблички не было даже на входной двери. «Зачем нам знак? Это нужно только для эго. Мы и так знаем, где работаем», – говорит Кум.
Ян Кум родился в небольшой деревеньке рядом с Киевом. Он переехал в США вместе с мамой в начале 1990-х годов, когда ему было 16. Судя по всему, жили они достаточно бедно: и Wired, и Forbes пишут, что семья постоянно собирала скидочные талоны для супермаркетов. «Первый компьютер у меня появился в 19 лет. Зато у меня были счеты», – шутит Кум.
В молодости он был членом культовой хакерской группировки w00w00. Это одна из самых крупных и авторитетных некоммерческих организаций, которые занимаются вопросами интернет-безопасности. Попасть туда можно только по приглашению одного из членов.
Ян Кум ненавидит рекламу. Это чувство сформировалось за многие годы, проведенные на работе в Yahoo. В результате когда Кум вместе с Брайном Актоном основал WhatsApp, они поклялись, что в мессенджере никогда ее не будет. «Реклама не только не эстетична. Не только оскорбляет разум. Не только отвлекает. Она еще и поглощает огромные инженерные ресурсы технологических компаний. Все это ради того, чтобы в конце дня на экране вашего компьютера или смартфона появился немного другой баннер», – написал Кум в своем блоге несколько лет назад. WhatsApp – один из самых минималистичных и утилитарных мессенджеров на рынке. В компании работает всего 32 инженера, и она не потратила ни цента на собственное продвижение. Рядом с рабочим местом Кума висит вот такой листок бумаги, который в шести словах описывает кредо WhatsApp: «Никакой рекламы! Никаких игр! Никаких гиммиков!»
Ян Кум умеет экономить. Это поразительно, но WhatsApp удалось построить сервис из 450 млн активных пользователей без постоянного привлечения крупных инвестиций. В истории компании было всего три финансовых раунда: посевной на $250 тысяч в 2009 году; $8 млн от Sequoia Capital в 2011 году; $50 млн от того же фонда в 2013 году. Перед получением последнего раунда на счете WhatsApp была сумма $8 257 000.
Ян Кум любит хип-хоп, в особенности Канье Уэста. Если верить Forbes, Кум слушает его во время занятий боксом. Он также регулярно цитирует популярного рэпера в Twitter. «We on a galaxy the haters cannot visit», – говорится в его подписи.
Ян Кум ненавидит слово «предприниматель». Два года назад он написал в Twitter: «Мой телохранитель ударит в лицо человека, который назовет меня энтерпренером. Я серьезно». Причины ненависти не уточняются. Также неизвестно, действительно ли у Кума есть телохранитель.