Президент NARR8 Александр Ващенко что-то постоянно печатает на MacBook, исхитряясь при этом без малейших задержек обстоятельно отвечать на вопросы интервью. Это называется «многозадачность». Слева от него лежит свежий iPhone 5, справа – только появившийся в продаже iPad Mini. Это называется «будущее за мобильными устройствами». Миссия Ващенко – создать с их помощью новый формат цифровых развлечений, попутно изменив рынок американских комиксов. Его любимый супергерой – Росомаха.

Попытка описать NARR8 с помощью слов изначально кажется провальной. Лучше скачать приложение для iPad или хотя бы посмотреть видео ниже. Но если коротко, это что-то вроде комиксов на мультимедийных стероидах: персонажи двигаются на фоне динамично меняющегося бэкграунда под музыку и разнообразные звуки. Комиксами, впрочем, NARR8 не ограничивается: помимо них в ассортименте – нон-фикшн.

В начале ноября NARR8 появился в российском App Store, где очень быстро выбился на первые строчки чартов, а спустя неделю состоялся дебют англоязычной версии. При этом именно американский рынок для компании является приоритетным. По словам Ващенко, из $4 млн инвестиций, полученных на старте от фонда IMI.VC Игоря Мацанюка, больше трети пойдут на маркетинг приложения в США.

Чтобы добиться успеха, NARR8 потребуется последовательно решить две задачи. Во-первых, утвердить жанр анимационных комиксов (в английском это называется motion comics) для планшетов и смартфонов в качестве массовой формы развлечения. Во-вторых, доказать жизнеспособность своей бизнес-стратегии: NARR8 предлагает весь контент бесплатно и собирается зарабатывать на продаже различных премиальных услуг. И та, и другая задача – мягко говоря, не из легких.

http://www.youtube.com/embed/STaC__V3tzE

После появления iPad в 2010 году традиционная индустрия комиксов сразу оценила его потенциал. Продажи бумажных комиксов не растут уже несколько лет, и крупнейшие издатели с энтузиазмом начали осваивать новую платформу. В прошлом году продажи цифровых комиксов выросли в три раза и составили $25 млн. В 2012 году этот показатель может легко увеличиться на 200%.

Однако до сих пор лишь немногие попытались воспользоваться всеми техническими возможностями планшетов: чаще всего на iPad выпускаются по-прежнему те же самые комиксы, с незначительными доработками. «Большая двойка» издателей – Marvel и DC – крайне осторожно и неспешно экспериментирует с новыми формами.

Впрочем, и NARR8 нельзя назвать первопроходцами. Издатели помельче все же решаются на эксперименты. Недавно, скажем, вышел чрезвычайно странный The Bane of Yoto, где можно менять ракурс, просто крутя iPad в руках. Еще один пример – ретро-футуристическая история о бейсболе Bottom of the Ninth, где озвучена каждая фраза и есть полностью анимированные вставки.

Наконец, стартап Madefire ставит крайне схожие с NARR8 цели, но запустился раньше – минувшим летом. У Madefire сильный состав авторов, среди котороых есть художник культовой серии Watchmen Дейв Гиббонс. Apple даже рекламировала приложение при запуске iPad Mini. Однако дела у Madefire пока идут крайне неспешно: дай бог там наберется дюжина историй.

В NARR8 пока производством контента занимаются восемь принадлежащих компании студий. Семь из них базируются в Москве, еще одна – в Риге. В общей сложности сейчас доступны девять сериалов и еще несколько находятся на подходе. Каждая новая серия появляется раз в две недели.

Разношерстность представленных жанров соответствует разношерстности биографий их авторов. Наравне с историческим нон-фикшеном Chronographics, придуманным интеллигентными выпускниками истфака, тут есть комикс про антропоморфных (и, порой, недвусмысленно сексуальных) собак и кошек Prodigal Angel, созданный командой миловидных девушек. Мой персональный фаворит – сериал JAM студии HonkFu. Это вдохновленная видеоиграми история о спасении девушки, которая сопровождается стилизованной под Game Boy музыкой. 

Каждому сериалу несколько не хватает пресловутой «интерактивности». Роль читателя в большинстве случаев сводится к нажатию кнопки для перехода к следующей сцене. Изредка можно погасить какую-нибудь лампу. Ващенко обещает, что со временем интерактивных элементов будет становиться больше.

из

Стоит оговориться. NARR8, скорее всего, не придется по вкусу хардкорным фанатам комиксов и городским интеллектуалам. Скажем, по мнению владельца московского магазина комиксов «Чук и Гик» Василия Шевченко, формат NARR8 не несет «реальной пользы для сторителлинга». «Суть комикса в том, что ты глазами задаешь нужный тебе темп, а тут темп задают авторы с помощью анимации и делают это зачастую достаточно плохо», – добавляет он.

«Поколение людей, воспитанное на бумажных комиксах, нас не очень интересует», – говорит Ващенко. Вместо них в NARR8 делают ставку на молодую аудиторию, которая начала взрослеть с iPad в одной руке и iPhone в другой. 

По словам создателей, они скорее пытаются конкурировать с телевидением. Если верить отзывам о приложении, пока им это неплохо удается. Однако для превращения в культурный феномен NARR8 нужно значительно больше пользователей. На момент публикации этой статьи в американском App Store приложение занимало 57-е место в категории «развлечения».

из

Идея NARR8 пришла в голову основателю и генеральному директору компании Game Insight Алисе Чумаченко, которая раньше работала с Ващенко в компании Astrum Online Entertainment. У Game Insight и NARR8 к тому же один инвестор – уже упомянутый Игорь Мацанюк.

Game Insight сейчас – один из самых успешных разработчиков и издателей игр для мобильных устройств. В начале сентября Чумаченко заявляла, что выручка компании в этом году должна достигнуть $100 млн. Состояние Game Insight делает на фримиум играх, которые распространяются бесплатно и зарабатывают на продаже разнообразных виртуальных товаров, облегчающих их прохождение.

Фримиум уже давно изменил глобальную парадигму видеоигр и все активнее проникает во все сферы IT-бизнеса, поэтому нет ничего удивительного, что NARR8 пытается использовать аналогичную модель, но уже в мире комиксов и интерактивных историй. Среди возможных стратегий монетизации приложения есть несколько вариантов:

— Новая серия каждого сериала появляется раз в две недели. За деньги можно будет получать доступ к сериям раньше остальных.
— Продажа дополнительного контента – например, ответвлений от основного сюжета.
— Продажа премиальных сервисов – аудиоверсии, например.
— Продакт плейсмент и рекламные проекты.

«Мы пока просто не думаем об этом. После того как соберем достаточную аудиторию, начнем экспериментировать – смотреть, что работает, а что нет», – объясняет Ващенко.

Сейчас в NARR8 работает около 120 человек. В ближайших планах – запуск приложения для iPhone и планшетов на базе Android, добавление новых языков и расширение линейки нон-фикшна, спрос на который в NARR8 недооценили. Но главная надежда компании связана с выпуском API, с помощью которого создавать свой контент смогут сторонние студии. Если все пойдет хорошо – это позволит NARR8 превратиться из издателя в глобальную платформу интерактивных развлечений.


Во время пресс-конференции, посвященной международному запуску приложения, один из журналистов около тридцати минут допытывался у пресс-службы компании, в чем главное достижение NARR8 на данный момент. Предлагались самые разные версии – от первой позиции в российском App Store до стартовых инвестиций в $4 млн.

Но уникальность NARR8, кажется, в другом. Это одна из немногих попыток отечественной компании построить бизнес, ориентированный на экспорт созданного в России художественного контента. В стране, которая за последние два десятилетия сделала мизерный вклад в мировую поп-культуру, такие амбиции вызывают уважение. Хотя пока нельзя сказать, будет ли попытка успешной.