Вот это уже действительно круто. Газета «Ведомости» пишет, что сервис потоковой музыки Spotify вскоре заработает в России. С крупнейшими глобальными мейджорами у Spotify есть все необходимые контракты, и в данный момент компания ведет переговоры с владельцами прав на российскую музыку. Ориентировочное время запуска – первый или второй квартал следующего года. Спасибо, iTunes, но будущее – это стриминг.
Spotify дебютировал в Швеции в 2008 году. C тех пор сервис вышел на рынки нескольких десятков стран, включая США и Великобританию. В каталоге Spotify более 20 млн музыкальных треков, которые можно стримить прямо из интернета фактически с любой хоть сколько-нибудь популярной платформы - персональные компьютеры, iOS, Android, Windows Phone и так далее. С момента создания Spotify привлек почти $300 млн инвестиций. Американский Forbes однажды назвал основателя компании Дениэла Эка «самым важным человеком в музыкальной индустрии». Принято считать, что Spotify и его многочисленные последователи должны вернуть баланс на рынок цифровой музыки - создать сервис, который привлекательней пиратства, но при этом приносит стабильный доход. Впрочем, эти авансы только предстоит оправдать. По иронии, в совете директоров Spotify сидит основатель Napster Шон Паркер - человек, который на рубеже веков как раз и поставил ту самую музыкальную индустрию на колени.
По информации «Ведомостей», платная подписка на Spotify в России может стоить дешевле, чем в США и Западной Европе. Это логично, учитывая почти полное отсутствие в стране культуры покупки цифровой музыки. Помочь популяризации Spotify должна абсолютно бесплатная настольная версия. Впрочем, если вы захотите отказаться от рекламы и снять разнообразные ограничения на количество прослушиваемой музыки, вам придется заплатить. В США, например, соответствующий план стоит $4,99 в месяц. Доступ к приложениям Spotify на мобильных устройствах американским пользователям обходится еще дороже – $9,99 в месяц. Какие будут расценки в России, «Ведомости» не знают.
Spotify также пытается договориться о сотрудничестве с российскими мобильными операторами. Это позволит ему сразу получить доступ к огромной абонентской базе и списывать деньги непосредственно с мобильного счета. Речь, правда, идет только о МТС, так как у «Вымпелкома» и «Мегафона» есть собственные музыкальные сервисы.
У Spotify сейчас около 24 млн зарегистрированных пользователей, четверть которых – платные подписчики. Выручка компании в 2012 году составила $577 млн, убыток – $70 млн. В последнее время Spotify регулярно критикуют музыканты, которые недовольны размером лицензионных отчислений. Не так давно в знак протеста свою музыку из Spotify удалил фронтмен Radiohead Том Йорк. При этом Spotify передает правообладателям до 80% всех своих доходов.
Маловероятно, что Spotify сможет моментально изменить музыкальный ландшафт в России. Но запуск одного из лучших легальных сервисов планеты – это позитивный шаг. Лично я начинаю считать дни до запуска.