Фото: Елена Ширикова

– Это будет дополненная реальность, когда за информацией не нужно обращаться к какому-то гаджету, – говорит Виталий Пономарев, основатель компании WayRay. – Ты сидишь за рулем, и мир у тебя перед глазами – это интерфейс, в котором перемешаны реальные и виртуальные объекты. Не на экране смартфона, а прямо за стеклом машины.

Мы едем по Можайскому шоссе в Сколковский инкубатор, где расположен офис WayRay. «Едем» сильно сказано: мы ползем по перегороженной и перекопанной дороге, вдоль уходящих за горизонт рядов ремонтной техники. Я пытаюсь представить, как следовало бы дополнить реальность за стеклом, чтобы примириться с ней.

Виталий занимается воплощением своей идеи без малого два года. Изначально ему хотелось просто создать устройство, проецирующее на лобовое стекло GPS-навигацию.

Но постепенно идея обросла деталями: снабдить устройство интернетом и синхронизировать его с Foursquare, чтобы на пути появлялись подсказки, куда заехать перекусить и что интересного посмотреть в округе. Или синхронизировать его с соцсетями и создать собственную сеть автомобилистов для общения друг с другом и с городом.

«Представь, что WayRay стоит у меня в машине и у моего соседа, – говорит Виталий. – Мы можем взаимодействовать друг с другом, со службами, например с полицией. В устройстве есть камеры и датчики, и если случается авария, то оно сразу отсылает в участок видеозапись, GPS-данные и все прочее, так что не нужно ждать, когда приедет полиция».

Выбравшись из пробки, мы сворачиваем на пустое Сколковское шоссе и говорим об удивительных централизованных системах управления трафиком car-to-infrastructure, которые разрабатываются сегодня в Европе. Смысл их в том, что водитель перед выездом вводит в навигатор свой пункт назначения, и самый выгодный маршрут простраивается не с учетом пробок, а с учетом маршрутов всех остальных участников движения. Эта система позволяет не просто объезжать пробки, но и предотвращать их.

Убрать всех посредников

Виталий начал зарабатывать на жизнь в 15 лет графическим дизайнером. «В девятом классе я придумал 3D-сканер, – вспоминает Виталий. – Робот на гусеницах, который ползает по комнате, фотографирует, а потом воссоздает 3D-модель, чтобы архитектору не сидеть с рутиной. Прибежал к учителю физики, рассказал про свою идею, говорю: давайте сделаем. А он мне: иди учись».

«В советской системе сдать зачет важнее, чем что-то придумать. Ну я и забил. Как и на многие другие свои идеи. Может, если бы мне сказали тогда: классно, давай попробуем, я бы не поступил в престижный вуз и не тратил бы время на какую-то хрень».

Так он поступил изучать финансы в Академию народного хозяйства и стал делать, что положено – учиться и зарабатывать деньги. На первом курсе открыл дизайн-бюро, а позже маркетинговое агентство Ouch Business. Между делом даже поставлял бижутерию из Китая: «Там прибыльность 500–600 процентов! Пластиковый браслет в закупке стоит 80 центов, а в ГУМе продается за полторы тысячи. И сейчас можно было зарабатывать, просто меня тошнит от этого».

После кризиса клиенты Ouch Business стали отпадать, а сокрушающий удар нанесла одна нефтепромышленная компания – она отказалась от крупного проекта, на который уже месяц тратились все силы агентства. Впрочем, когда это случилось, Виталий не расстроился, но вздохнул с облегчением. «Если ты создаешь реально нужный людям продукт, маркетинг уже не обязателен, – говорит он. – А мы придумывали красивую упаковку для ненужных вещей. У нас были большие клиенты, мы запускали Mini Сountryman и Aqua Minerale в России, но под конец мне не хотелось бороться за бизнес, я уже не кайфовал от него. Зато я смог ответить себе на вопрос, чем хочу заниматься дальше».

Как-то раз, вечером в начале лета 2011 года, Виталий стоял в своем офисе в Москва-Сити и наблюдал через прозрачную стену за людьми в небоскребе напротив. «Вот мои потенциальные клиенты, – говорит Виталий. – Но чтобы найти друг друга, нужно пройти круги ада маркетинга и продаж, хотя вот же мы, стоим друг против друга! Было бы прикольно, если бы, глядя друг на друга через стекло, мы сразу понимали, кто есть кто и как мы можем друг другу пригодиться. Тогда я подумал, что смогу изменить мир».

Поначалу он с тремя единомышленниками даже попробовали сделать новый стандарт веба, но быстро поняли, что это им не по зубам, и решили сосредоточиться на конкретном решении, например для авто. 

Делать очередное приложение было неинтересно: смартфон отвлекает от дороги, синхронизировать его с автомобилем сложно. Но главное, любые приложения, устроенные по принципу дополненной реальности, – это немного жульничество.

Ведь дополнения остаются на экране смартфона или планшета, а реальность вокруг остается какой была. Чтобы ее расширить, софта мало, нужно новое устройство. И Виталий его придумал.

Сверхзвуковая навигация

В декабре 2011 года оформилась идея – создать портативный коллиматор, который устанавливался бы на торпеду любого автомобиля. Коллиматоры (или head-up дисплеи) сегодня используются в сверхзвуковых самолетах, чтобы проецировать необходимые данные на ветровое стекло посредством большой и сложной системы линз и зеркал. Это устройство позволяет пилоту не опускать взгляд на приборную панель и может в сложной ситуации сохранить жизнь.

Чтобы уменьшить габариты, вместо зеркал создатели WayRay придумали использовать голографическую пленку, которая наносится на ветровое стекло. Применить тонкую пленку вместо громоздкой оптики Виталию предложил известный физик Андрей Путилин из ФИАНа, один из авторов 3D-мониторов – российской разработки, вышедшей на американский рынок. Ноу-хау разработки заключается в определенном химическом составе и дизайне голограммы, расшифровать который по образцу практически невозможно.

В WayRay предусмотрено два канала проекции. Голографический фокусирует изображение в бесконечности, то есть создает иллюзию, что изображение ложится за стеклом прямо на дорогу. Второй канал, диффузный, устроен проще: он проецирует на стекло полноцветный infotainment – данные о движении, погоду и информацию от синхронизированных приложений.

За два года работы Виталий, финансист по образованию и полный профан в физике, проконсультировался и попробовал сотрудничать с десятками физиков, инженеров и программистов. «Это миф, что бизнесмен может нанять команду технологов, которые воплотят его гениальный замысел, а он будет только фоткаться и давать интервью, – говорит Виталий. – Ничего подобного. Все эти люди из конструкторских бюро, Бауманки оказались очень слабыми, на уровне 70-х, да еще и нечистыми на руку. Теперь я знаю всех, кто действительно понимает в оптике и голографии в этой стране, их не так много осталось. Чтобы начать что-то реально делать, мне пришлось вникнуть в физику нашего изобретения. Только так смог подобрать правильных людей».

От первой команды не осталось ни одного человека, зато в 2012 году сложилась, по словам Виталия, «команда мечты», в которую входит 22 человека. Это, например, системный архитектор Максим Шапошников, разработчик Badoo, Mamba и Begun; программисты Сергей Дьяков и Михаил Свиричевский. «Все эти люди верят в проект, – с гордостью говорит Виталий. – У нас такая команда, что уже сейчас к нам обращаются с заказами проекционных оптических систем».

Опытный полигон в Сколкове

Мы паркуемся перед проходной и попадаем в красивый, футуристический и совершенно безлюдный инноград. На втором этаже бизнес-центра расположен офис WayRay, в котором сидит около половины команды. Здесь же стоит симулятор со встроенной моделью устройства. Пока, правда, он не имеет ничего общего с компактным элегантным цилиндром графитового цвета, который я видел в презентации. Перед рулем симулятора установлен здоровенный черный короб, над ним нависает стекло, в общем, выглядит все как разобранный гоночный автомат. Но главную идею – фокусировку навигации по ту сторону стекла – можно увидеть уже на нем.

До конца года Виталий планирует сделать модель, встроенную в болид Nascar, и портативную модель, закрепленную на Toyota Corolla, чтобы представить их на Детройтском автосалоне. Электронная часть проекта уже готова, инженер показывает мне промышленную версию платы. Также в первую версию WayRay будут вмонтированы GPS- и глонасс-датчики, фронтальная видеокамера, модуль сотовой связи для выхода в интернет и Bluetooth для связи с компьютером автомобиля.

Оптическая часть пока готова наполовину: компактная голографическая оптика есть, канал инфотеймента вовсю разрабатывается, софт и интерфейс пока в зачаточном состоянии – в офисе мне показывают отрисованные элементы дизайна, а социальную сеть для пользователей удаленно пишут программисты. «Но к январю все будет, у нас просто нет вариантов», – говорит Виталий.

Фото: Елена Ширикова

Ангелы с большой дороги

Создатели WayRay пока не могут предъявить модельный образец, впрочем, это не мешает им находить финансирование и уже подписывать контракты. Стартовый капитал в 2012 году составил 12 млн рублей – эти деньги были потрачены на научно-исследовательские разработки: дизайн электроники, химическую формулу (голограммы для WayRay делает Dupont). По словам Виталия, ежемесячные операционные расходы компании составляют больше двух миллионов рублей.

Первые инвесторы вложили около шести миллионов рублей, еще столько же Виталий внес сам: потратил все сбережения, взял кредит, продал машину и одолжил у друзей. Сначала ангелы обещали вложить больше 45 миллионов, но ограничились только первым траншем, зато стали активно вмешиваться в работу. Когда Виталий попытался вернуть им вложенные деньги с процентами в обмен на долю в бизнесе, инвесторы попытались подделать его подпись и переписать патент на себя, рассчитывая затем его продать.

Конфликт перешел в эндшпиль, когда «ангелы» пришли в офис, забрали документацию и пытались угрожать Виталию и сотрудникам. На очередные переговоры он для убедительности приехал с группой поддержки, состоявшей из дружественных силовиков.

«Я никого не подкупал, просто описал ситуацию и попросил помочь, – вспоминает Виталий. – Ну, они объяснили инвесторам, что так нельзя. Я не люблю такое, но если война, я тоже буду воевать».

Так основатель вернул ангелам инвестиции с 20-процентной премией, взамен получив полный контроль над бизнесом и всеми патентами. В июне 2013 года появилась новая компания WayRay с офисом в Сколкове. Быть резидентом иннограда выгодно: налоги здесь меньше, удобный офис, а экспертиза Сколкова служит хорошим аргументом для инвесторов.

Весь 2013 год компания экономила на всем, Виталию пришлось вновь одалживать денег у друзей. «Были даже два месяца, когда я зарплату не платил сотрудникам, – вспоминает он. – Но никто не ушел, потому что все понимали, что дело того стоит, мы ведь реально самый перспективный хай-тек-проект в России».

Сейчас WayRay проводит синдицированную сделку с пятью участниками, тремя ангелами и двумя российскими фондами, на общую сумму $1,6 млн. Сделка заключается на другое юридическое лицо, на Британских Виргинских островах, чтобы быть в юрисдикции британского права. Еще столько же Виталий рассчитывает получить в виде гранта Сколкова на развитие – эти деньги не нужно возвращать, что позволит основателю меньше размывать собственную долю во время второго раунда.

Как продаться автопрому

Когда придумываешь нечто принципиально новое, есть два пути: заинтересовать своим изобретением больших промышленников или наладить собственный бренд, производство и продажи. Виталий планирует попробовать оба варианта. сначала первый, более простой, затем, когда бизнес окрепнет, второй.

В сентябре Виталий побывал в Бостоне на Российской неделе инноваций. Она заявляется как закрытое мероприятие, на котором американский бизнес налаживает связи с российскими молодыми и перспективными проектами. Весь день в главном конференц-зале выступали Чубайс, Вексельберг и другие большие люди, питчи же молодых предпринимателей начались в конце дня, когда в зале почти не осталось зрителей.

Тем не менее некоторую благосклонную реакцию Пономареву все же удалось получить. «Я думаю, это обязательно случится, – сказал Марк Остин Slon, партнер венчурной инвестиционной компании Bright Capital. – Через пять, десять или пятнадцать лет, я точно не знаю. Но в итоге эта технология станет повсеместной. И люди не будут понимать, как раньше могло быть иначе. Об этой технологии я услышал первый раз 25 лет назад: она изначально разрабатывалась для военных истребителей, и мы думали о ее внедрении. В конце концов, идея телефонов с сенсорными экранами тоже появилась еще в 1980-е, задолго до массового запуска».

Проблема, по словам Остина, в том, что большие компании не слишком склонны к инновациям, тем более что сейчас они находятся в некотором ступоре. Впрочем, проекты вроде электрокара Tesla могут быть вызовом для автоиндустрии, который заставит их проснуться и открыться для инноваций.

Виталий говорит, что представители Tesla заинтересовались его идеей и в октябре у него должны состояться первые переговоры с ними, а также с представителями General Motors. Также WayRay ведет переговоры с австрийской компанией Magna Steyr, которая готовится выпустить собственный автомобиль Mila; он будет позиционироваться как первый исконно-австрийский массовый бренд. «На нем мы хотим ставить наши устройства, чтобы реализовать в Вене стандарт car-to-infrastructure, – говорит Виталий. – Они ведь помешаны на экологии, а с помощью этого стандарта можно уменьшить трафик и корректировать режимы светофоров, чтобы сократить выбросы, ведь машины будут тратить меньше топлива на разгон и остановку».

Если вдуматься, car-to-infrastructure не только дополняет, но и меняет реальность, делая движение удобнее, экономнее и экологичней. «Уже лет пять автопроизводители создают протоколы общения машин друг с другом, но каждый делает свою систему, и нет единства, – говорит Виталий. – А устройство, которое мы придумали, можно будет установить на любой автомобиль».

Пока что от переговоров к подписанию договора Виталию удалось перейти с двумя российскими производителями – КамАЗом и Marussia. Первый выпускает в этом году новый дальнемагистральный тягач, с которым он рассчитывает выйти на международный рынок; WayRay и КамАЗ уже подписали соглашение о неразглашении и вот-вот должны начать работу. С Marussia, по словам Виталия, дела продвигаются несколько медленнее, но до конца года должны начать производство.

Однако главную ставку Виталий делает на будущее январское автошоу в Детройте. Именно там он планирует продемонстрировать встроенную и портативную модели своего изобретения и привлечь внимание и промышленников, и автолюбителей.

«После анонса можно будет запустить кампанию на Kickstarter, чтобы поднять на предзаказах около $5 миллионов инвестиций, а главное, чтобы прощупать спрос, – говорит Виталий. – Если будет мало заказов, то пойдем продаваться каким-нибудь автогигантам. А если повезет, то можно пойти к инвестиционным банкам, чтобы просить денег на производство».

Вне зависимости от того, удастся ли собрать столь значительную даже для Kickstarter сумму, во втором раунде Пономарев рассчитывает привлечь $3 миллиона от американских инвесторов. «Я думаю, что уже в 2014 году мы выйдем на самоокупаемость, – говорит Виталий. – Первых контрактов будет достаточно, чтобы покрывать операционные расходы».

После контрактов с автопромышленниками Виталий намерен наладить массовое производство универсального устройства, которое можно купить в супермаркете, по предварительным расчетам, по $550 за штуку. Универсального в том смысле, что поставить его можно будет в автомастерской на любую машину. Именно такое устройство WayRay и хочет выставить на Kickstarter.

Виталий верит в то, что сможет заинтересовать большой автопром, главным образом потому, что ничего подобного сейчас нет на рынке. Пока есть только три компании, которые делают нечто подобное: Continental (для BMW серий X5–X6), Denso (для Mercedes) и Nippon Seiki (для General Motors) – небольшие дисплеи, проецирующие на стекло информацию с приборной панели. Все это скорее красивые аксессуары для дорогих моделей. Еще один потенциальный конкурент, компания Pioneer разработала прозрачный дивайс, который вешается на козырек и проецирует информацию в верхний угол ветрового стекла. Устройство блокирует козырек и стоит около $1000. Но главное, все эти модели не имеют отношения к дополненной реальности – хрустальной мечте Виталия Пономарева и главной фишке WayRay.

Сегодня мировой рынок проекционных head-up дисплеев для автомобилей оценивается в $1 миллиард, однако почти невозможно оценить емкость рынка для WayRay, гаджета, который будет cочетать в себе навигатор, проекционный дисплей и отчасти смартфон, и которого пока нет в природе.

Сам Виталий не сомневается в успехе: «Глобальный рынок WayRay появится в течение ближайших пяти лет и будет составлять $40 млрд в год, – говорит он. – Я думаю, что мы сможем отхватить где-то пятую часть. Когда мы не сможем справляться сами, договоримся с кем-то из производителей и дистрибьюторов электроники, вроде Samsung. Хотя, конечно, стремимся мы к тому, чтобы производство оставить у себя».

Так будет выглядеть конечный продукт команды Виталия Пономарева. Материалы предоставлены WayRay

Dream of Californication

Мы выходим из рафинированного Сколкова около семи часов вечера и вновь встаем на час в глухую пробку. Мы говорим о том, что в ближайшее время в Сколкове Виталий планирует открыть свою лазерную лабораторию для создания голограмм, потом плавно переходим к разговору о рынке российских инноваций и политике.

«Менталитет не меняется, – рассуждает Виталий. – Сейчас порядки наводят потомки тех, кто в советские времена устраивал террор. Тут ничего не изменить, а я хочу жить в соответствии со своими интеллектуальными возможностями… Да что же такое происходит с людьми, я не понимаю?! – раздражается Виталий, когда нас в очередной раз подрезает лихая шестерка. – Ну вот как можно любить Москву, после того как побываешь в Европе и Америке? Любить город, в котором все это творится».

Я вспоминаю презентационный ролик WayRay, в котором в момент плавной остановки на светофоре на лобовом стекле автомобиля появляется профайл симпатичной девушки, сидящей за рулем соседнего авто, и завязывается непринужденный чат.

Реконструкция Можайского шоссе продлится до конца 2014 года. К тому моменту Виталий планирует обосноваться в солнечной Калифорнии. «Разработку, конечно, мы оставим здесь, а маркетинг и продажи нужно открывать там. Мне не обязательно даже уезжать насовсем, не то чтобы я хочу всегда жить за рубежом. Но всерьез делать бизнес я могу только в Америке, все главные мои покупатели там».

В подготовке материала участвовал Вячеслав Дворников

Смотрите интервью Виталия Пономарева в программе «Капиталисты. Клуб 33» на телеканале «Дождь»:

Полная версия передачи