Любой руководитель однажды увидит на своем столе заявление об уходе по собственному желанию от своего сотрудника. И столкнется с дилеммой: подписать его или нет. Убежден, что в индустрии высоких технологий человека, работой которого вы были довольны, нужно во что бы то ни стало удержать. Даже если придется переступить через собственную гордость. Даже если придется его долго упрашивать. Даже если нужно будет разбиться в лепешку.

Люди не меняются. Врун будет лгать, а лодырь лениться. Ответственный и добросовестный человек будет таким же и через пять лет, и через двадцать. Удержать его обычно не так сложно, как может показаться. Как правило, человек решает сменить работу не потому, что он ненавидит своего работодателя или ему перестало хватать денег (их будет мало всегда), а потому, что ему сделалось скучно, появилось гнетущее ощущение нескончаемой рутины. Даже самый креативный и веселый офис со временем становится скучным, стоит к нему только привыкнуть. Дайте такому уставшему человеку новый функционал, переведите его в другой отдел, доверьте ему больше ответственной работы, и очень скоро вы увидите его на подъеме.

Я знаю, о чем говорю: в моей команде сегодня около сотни человек. Из них 20 процентов работают едва ли не с первого дня основания компании, то есть около десяти лет. Еще 30 процентов – более пяти лет. Остальные были наняты по мере органичного роста бизнеса. Так вот, многие из этих людей однажды, а порой и не раз приходили ко мне с тем самым заявлением. После разговора по душам я понимал, что практически всегда проблема одна и та же: ощущение, что жизнь стала серой и однообразной. Я переводил разработчиков в тестировщики и обратно. При необходимости тасовал людей между отделами и задачами. И ни разу не ошибся – смена задач не делает человека менее ответственным и надежным.

В результате я сформулировал для себя три ложных мифа об уходящих сотрудниках. Вот они.

Если сотрудник решил уйти, то все равно рано или поздно уйдет.


Адекватный, ответственный за себя и свою семью человек не принимает на эмоциональном уровне решений относительно работы и карьеры. Позволить себе быть принципиальным может студент, сидящий на шее у родителей. Такого «специалиста» действительно сложно, а иногда и незачем удерживать. Во всех остальных случаях заявление на увольнение – это повод помочь человеку сделать его работу интересней.

Правда, вы должны понимать, что, если дело дошло до заявления, значит, вы как менеджер допустили ошибку и не смогли на раннем этапе распознать и превентивно решить проблему конкретного сотрудника. Я допускал эту ошибку не раз. Люди склонны прятать свои эмоции, тем более перед начальством. В больших компаниях, таких как Intel, у менеджеров есть обязанность не менее часа в месяц проводить с каждым из своих прямых подчиненных за беседой на темы, не связанные с работой. Считается, что так можно почувствовать настроение своего сотрудника относительно его положения в компании и роли в команде.

Если решил уйти, то будет работать спустя рукава.


Как я уже сказал выше, люди редко меняются. Ответственный человек не может сдать менеджеру работу, сознательно сделанную некачественно. Это противоестественно его природе.

Возвращаются к прежнему работодателю только неудачники.


Возвращаются только те, кого ждут. Если хороший сотрудник все же покидает компанию, вы обязаны уверить его, что всегда рады возобновить сотрудничество. От меня уходили люди в другие компании, на лучшие позиции, на большие деньги, но удивительно высокий процент из тех, кому я от всей души предлагал вернуться, возвращались. На те же условия, с которых уходили. Хорошо, как известно, там, где нас нет.

Расставаясь с сотрудником, упертый менеджер, как правило, успокаивает себя одной-единственной фразой: незаменимых людей не бывает. И это правда. Другое дело, дорожите ли вы людьми в команде и здоровой атмосферой. Обязанности ушедшего лягут на плечи команды, а это неминуемо повлечет за собой нарушение рабочего баланса, дополнительные нагрузки и т.д. 

В Parallels сегодня работает около пятисот разработчиков. Если любого из них уволить, включая меня, то еще как минимум несколько месяцев, а то и лет бизнес сможет жить инерционно, и со стороны никто не заметит изменений. Но даже когда речь идет всего лишь об одном-единственном сотруднике, в первую очередь стоит подумать, что случится после его ухода. А еще насколько сильно вы хотите его сохранить.