В декабре Financial Times назвал Джека Ма человеком 2013 года: основатель крупнейшей китайской интернет-компании и крупнейшего игрока мировой электронной коммерции весной покинул пост генерального директора Alibaba Group, чтобы заняться благотворительностью и решением экологических проблем своей страны.
Нетипичное решение для западной управленческой практики. Основатели, бросающие оперативное управление своим детищем, – обычное явление. Но уйти из непубличной корпорации, которая уже несколько лет готовится к триумфальному IPO, так его и не дождавшись, – ход достойный восточного эксцентрика или китайского мудреца. Публичное размещение акций Alibaba, к которому компания готовится уже пару лет, должно пройти в США, возможно, уже в самое ближайшее время и считается самым горячим и ожидаемым IPO следующего года.
Стартап-революция
Драматизм этой истории еще и в том, что ровно перед своим уходом Ма инициировал масштабную реструктуризацию Alibaba Group. Сначала корпорацию, поддерживающую десятки разнообразных сервисных и торговых проектов, разделили на 7 групп по разным направлениям бизнеса, а затем раздробили еще на 25 различных подразделений, поставив во главе каждого генерального менеджера с широкими полномочиями.
«По сути, каждое подразделение будет работать по принципу стартапа. Такая экосистема позволит быстрее адаптироваться на местах под потребности пользователей и станет более неудобной для конкурентов», – заявил Ма, ошарашив и аналитиков, и собственных сотрудников, привыкших к жесткой иерархии, царящей обычно в китайских компаниях.