По образованию я врач. И еще в ординатуре столкнулась с тем, что у российского обывателя медицинская одежда ассоциируется только с белым халатом и запахом карболки. В Америке, например, большинство принимает пациентов в своей повседневной одежде. Поэтому спрос на форменные халаты там совсем небольшой. Больше востребована медицинская униформа. 

Тогда я задумалась о том, чтобы дать возможность российским медикам выбирать между традиционным белым халатом и стильной, модной униформой. Посчитала, что не обязательно импортировать – можно попробовать шить на месте. Я начала собирать информацию о том, что предлагают российские производители. Сразу выяснилось, что на местном рынке медицинской одежды не так много игроков, тем более крупных и стоящих.

У десятка более-менее адекватных я нашла идеально сконструированные и сшитые вещи. В основном это были дружные коллективы, которые верили в компанию и собственника, а такие вещи очень меня подкупают. Особенно учитывая, что в легкой промышленности беда с кадрами: 99% работниц – женщины, а 80% швей – трудовые мигранты. Интересно, что обычно их берут на работу и учат с нуля. При этом, допустим, в Киргизии заработная плата максимум 10 тысяч рублей, а в Москве они уже могут рассчитывать на 60 тысяч рублей при условии выполнения плана. 

В общем, проблемы уже начинаются с выбора производственного партнера.  И дело тут не только в дефиците квалифицированных кадров.​ У российского производителя нет адекватного сервиса обслуживания оптовых клиентов. Нет понятия «личный менеджер», никто не расскажет вам статистику продаж по регионам или по отдельным моделям. Мощности у производителей небольшие, за месяц вам отошьют максимум 4 тысячи единиц, которые будут стоить неоправданно дорого. При этом брать нужно весь размерный ряд, а это огромные издержки. 

Но даже если кому-то повезет найти иголку в стоге сена и наладить сотрудничество с достойным клиентоориентированным производством, сразу встанет другой вопрос – с тканями.

Как правило, у российского производителя нет нормальных тканей. Все ткани, которые предлагают фабрики, работающие с форменной одеждой, морально устарели еще двадцать лет назад. Браться за что-то новое они просто не желают и боятся. Отсюда и не слишком впечатляющие характеристики готового продукта. В той же Америке каждый сезон производители представляют новую коллекцию тканей. Это «умная» ткань, которая комфортна для кожи, дает ей дышать, подчеркивает фигуру, тянется на все четыре стороны, не требует особого ухода, не мнется. И конечно, совершенно иной выбор цветовой гаммы – он не ограничен белым и голубым, можно найти самые разные цвета и даже принты. Вплоть до того, что под Новый год шьют из тканей с Санта-Клаусом, а на Хеллоуин – с тыквами.

Почему на местном рынке так мало качественной ткани? Да просто потому, что это Россия. Растаможить сложно – количество документов, которые ты должен предоставить, иногда до смешного преувеличено. Запатентовать ткань, чтобы она по ГОСТу проходила как ткань медицинского назначения, практически нереально. Правда, вы можете все сделать через посредников, требующих за получение сертификата сроком действия от года до двух от $10 тысяч до $25 тысяч.

Поэтому российские производители шьют из сорочечной ткани ТиСи. Ведь зачем шить из медицинской ткани халаты или хирургические костюмы, если покупать у вас их все равно будут государственные клиники. Причем покупать – лишь теоретически. Конечно, бюджетные медучреждения проводят тендеры, но победитель в них почти всегда один и тот же: Ивановская мануфактура, производящая самый унылый, зато дешевый товар. Сами медики рассказывают, что администрации даже стыдно это показывать, поэтому закупленные партии сразу идут на тряпки.

В России быть успешным производителем невозможно, если у тебя нет больших клиентов. В нашем случае это государственные клиники, госпитали. То есть для маленького производства, работающего с импортными тканями, шансов выжить крайне мало. Когда ты заказываешь тысячу метров и десять тысяч метров – цена разная: чем больше, тем дешевле. А если закройщица на катке сразу расчертит одним махом 20 халатов, у нее уйдет меньше времени, нежели она будет под каждый заказ делать отдельные заготовки – опять же получается дешевле. Вот и выходит замкнутый круг. Если ты не хочешь работать на нужды государственных организаций, то не можешь быть дешевым, потому что нет такого объема заказов, а затраты существенные. А заказывать у тебя не хотят, потому что у тебя дорого.

Ну а если Надя Толоконникова была права, что все халаты по 12 рублей, что продает компания  «Восток-Сервис», шьются на зоне, то конкурировать или начинать свое производство в России – дело вообще бессмысленное и неблагодарное.​