X

Алена Владимирская. Не тусовка, а рынок. Как российские стартаперы выросли

Несколько лет назад технологические стартапы в России воспринимались как придаток к «взрослому интернету». Теперь понятно: это уже индустрия


Еще несколько лет назад стартаперское движение в России напоминало хаос и бедлам и у сторонних наблюдателей вызывало ироничную улыбку, если не смех. Энергичные мальчики и девочки, вдохновившись чтением TechCrunch и примерами людей, которым повезло заработать миллионы в интернете, сорвались с цепи, побросали скучную офисную службу и институты, начали делать собственные проекты и искать инвесторов по многочисленным специализированным тусовкам. И хорошо, если делать: многих, казалось, полностью удовлетворял и наполнял смыслом сам процесс варки в этом супе с бесконечными встречами, питчами, презентациями, лифтами, именами инвесторов и историями успеха кого-то другого (хотя кто-то, оговоримся, вполне удачно развивал свои проекты).

Рады констатировать: детский сад с короткими штанишками закончился. Отрасль повзрослела, и если несколько лет назад она воспринималась как придаток к «взрослому интернету» и ясли, то сегодня понятно: это отдельная индустрия.

Во-первых, инвесторы набрались опыта. Они больше не готовы вкладываться в горящие глаза основателя стартапа и голую идею, нарисованную на салфетках в кафе. Они голосуют долларом за внятную бизнес-модель и реальные цифры. За понятный прототип продукта или его первую версию. За рабочую команду специалистов: не дорогих звезд, научившихся эффективно торговать лицом на мероприятиях и быть у всех на устах, а людей, способных делать продукт. Продукт тоже имеет значение: так как инвесторы все меньше вкладываются в стартапы, ориентированные исключительно на российский рынок, они все пристальнее смотрят на технологии, которые можно масштабировать и локализовать на других рынках. И вообще смотрят на технологии – медиапроекты не в почете.

Во-вторых, выросли и сами стартаперы, кто-то – набив собственные шишки на предыдущих проектах, кто-то – насмотревшись на истории успехов и провалов товарищей по цеху. Они тоже вкладываются в технологии, а не в медиа. Они не спешат получить инвестиции сразу и от кого угодно: делают продукт, проверяют, работает ли он и востребован ли, набирают команду, – и только после этого ищут деньги на развитие. Гораздо трепетнее относятся к вопросам долей и не готовы отдавать 50% инвестору за 100 тысяч долларов. Не раздувают штат и нанимают правильных людей, умеющих работать и настроенных на результат. Да и вообще, возраст стартапера за последние несколько лет изменился – сегодня это не студент, для которого его проект является первой полноценной работой, а человек 25–30 лет с опытом работы на рынке.

Рейтинг Pruffi и Slon – это рейтинг молодых (находящихся на начальной стадии инвестирования) стартапов, создатели которых сумели учесть опыт предшественников и сконцентрироваться не только на идее и поиске денег для ее реализации, но и на продукте и аудитории. Им удалось собрать по-настоящему рабочие команды – сплоченные, активные, настроенные на работу и, главное, профессиональные. Причем очень разные, потому что модели построения команды могут отличаться в зависимости от тематики проекта и целей его создателей. Кстати, практически все опрошенные нами эксперты выделили еще два проекта – Telegram и Coub – которые не подходят под критерии отбора и поэтому войдут в наш рейтинг с пометкой «Вне конкурса».

Это уже третий по счету рейтинг команд Pruffi. После публикации двух предыдущих рейтингов победившие в них стартапы получили инвестиции, вышли на новые раунды и приносят доходы. Но это ни в коем случае не означает, что не попавшие в рейтинг стартапы не добьются успеха – в венчурном мире возможно все, и мы желаем удачи всем предпринимателям, начинающим свое дело на этом рынке.