Многие, кто застал советские порядки в сознательном возрасте, помнят политинформацию – еженедельные встречи на предприятиях, в военных частях, вузах и партийных организациях, где слушателям рассказывали о новостях внутренней и международной жизни. Новости, разумеется, обсуждались с определенным уклоном, чтобы создать у слушателей нужное отношение к происходящему в обществе.
Современные корпорации, которые хотят, чтобы сотрудники всегда были на одной волне друг с другом, имели актуальное представление о стратегии и целях бизнеса, применяют вполне похожие практики. Они рассказывают работникам не только о главных внутренних новостях (запуск новых продуктов, организационные изменения, приобретение других бизнесов), но и о глобальном контексте – от трендов на рынке, ситуации у клиентов и конкурентов до политических событий, которые могут повлиять на бизнес компании. Как это устроено в самых передовых компаниях?
Такие встречи часто называют all-hands meetings (всеобщие встречи) или town-hall meetings, хотя многие компании придумывают свои названия, которые хорошо ложатся на корпоративную культуру. Например, в «Яндексе» прижилось название «хурал» (так именуют представительные органы монгольские и тюркские народы). Формат хурала вместе с ростом компании менялся несколько раз. Сейчас это выглядит как собрание партхозактива (топ-менеджмент, руководители команд, разработчики-«стахановцы»), на которое может прийти любой сотрудник; а еще встречи транслируются во внутренней сети компании, куда выкладываются и конспекты.
Проводится хурал каждый понедельник в 11 утра по Москве, чаще всего его ведет Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов «Яндекса». Вот что он говорит о формате этих встреч: «На хурале рассказывают и комментируют самые интересные события прошедшей недели, касающиеся жизни компании и жизни интернета в странах нашего присутствия и во всем мире, и анонсируют важные новинки и события недели наступающей; выступают всегда те, кто лучше остальных в теме, поэтому состав докладчиков каждую неделю разный, и среди них совсем не обязательно начальники. Во время хурала все наши офисы в разных городах и странах соединены видеосвязью, поэтому рассказы или обсуждения получаются географически распределенными. У хурала есть одно нестандартное правило: он проводится исключительно по понедельникам, а не по первым рабочим дням недели – поэтому из-за переносов и праздников случаются недели без хурала или недели, когда хурал проходит не в первый после выходных день. Новички удивляются, но быстро привыкают – традиция есть традиция».
В Google традиция еженедельных информационных встреч начиналась как празднование прихода выходных, поэтому и сейчас мероприятие известно под аббревиатурой TGIF – Thanks God it’s Friday («Спасибо, Господи, наконец-то пятница»). На нем основатели компании Ларри Пейдж и Сергей Брин рассказывали о рабочих успехах прошедшей недели. На YouTube можно посмотреть запись одного из первых TGIF.
Сейчас, когда в компании около 50 тысяч сотрудников, Брин и Пейдж по-прежнему ведут мероприятие в штаб-квартире компании в Маунтин-Вью, однако теперь уже в четверг, после чего TGIF ретранслируется в офисы Google по всему миру с учетом часовых поясов. В России TGIF приходится как раз на пятницу. Как это выглядит в московском офисе Google, пояснила Алла Забровская, директор по связям с общественностью компании в Центральной и Восточной Европе, России и СНГ: «Администратор в преддверии пятницы опрашивает людей, есть ли какие-нибудь интересные новости, которыми они хотят поделиться с коллегами. Отдел кадров, например, сообщает, кто присоединился к команде на этой неделе, и новичков обязательно представляют всему офису на TGIF. Если нет местных новостей, то люди просто общаются – по рабочим и не рабочим темам, а неформальности обстановке добавляют вкусная еда и вино».
TGIF идет час и делится на две равные части. Ласло Бок, вице-президент Google по HR, так описывает повестку: «Первые 30 минут – обзор новостей и запуски продуктов на минувшей неделе, анонсы готовящихся к выпуску новых продуктов, чествование успешных команд и проектов. Вторые 30 минут на самом деле более важная часть – это вопросы и ответы. Вопросы и обсуждения могут касаться любой темы, от тривиальных вроде "Ларри теперь CEO – будет ли он теперь ходить в деловом костюме?" до этических: "В правильном ли направлении движется Google?"»
Вопросы можно задать и лично, если вы оказались на встрече, и через интранет. Каждый квартал Эрик Шмидт, председатель совета директоров Google, на протяжении нескольких TGIF презентует сотрудникам те же материалы, которые представляются на встречах совета директоров. Такая открытость – вообще характерная черта компании: как мы уже писали, любой гуглер может посмотреть, какие цели и задачи на ближайший год ставит перед собой тот же Шмидт или Брин.
Потребность в хорошо масштабируемых всеобщих собраниях возникает и у небольших компаний. Компания GitHub, хорошо известная всем разработчикам программного обеспечения, выросшая из некоммерческого проекта для управления версиями исходных текстов программ, сейчас насчитывает более двухсот сотрудников, 70 процентов которых работают вне офиса, удаленно.
Основатели компании сами ведут собрание, именуемое Beer-thirty (из названия понятно, что оно довольно неформальное). Проходит оно в пятницу в 4:30 дня, и есть специальная команда, которая работает над записью и трансляцией собрания. На Beer-thirty рассказывают об идеях развития компании, эволюции ее культуры, стратегии, приеме новых сотрудников в команду. В GitHub говорят, что это один из инструментов, который позволяет быть «плоской организацией», то есть компанией без иерархии и менеджеров, а еще точнее – создавать среду, где каждый сам себе менеджер и самостоятельно выбирает проекты и роли таким образом, чтобы компания в целом работала успешно.
Для крупных ИТ-компаний, работающих в B2B-сегментах с крупными заказчиками, мир меняется немного медленнее, чем для той же Google. Как следствие, всеобщие встречи можно проводить реже. Пример – корпорация EMC2 (более 60 тысяч сотрудников в 85 странах), которая разрабатывает решения для хранения и управления информацией и для анализа больших данных. Менеджмент на местах сам определяет, когда и как проводить встречи. Директор санкт-петербургского центра компании (в нем работает около трехсот человек) Вячеслав Нестеров о своем опыте говорит так:
«Мы проводили собрания раз в месяц, но пришли к ежеквартальному формату, сохранив длительность – около полутора часов. Характерные темы: итоги работы всей компании за квартал и итоги по России, достижения подразделений, планы развития и новости о жизни центра. Приглашаем с выступлениями коллег из других подразделений компании. Выделяем минут 20–25 панельной дискуссии с ведущим – обычно это один из руководителей центра – и 4–5 с панелистами, которые представляют разные подразделения и различаются по уровню профессионального опыта. Принимаются вопросы и реплики из зала. В конце всего собрания – ответы на вопросы, присланные заранее и заданные прямо на собрании. Еще включаем в программу шутливую викторину с призами. После окончания – неформальное общение, с пиццей и другими простыми угощениями».
Международные корпорации все больше похожи на государства. Их штаб-квартиры приобретают роль и функции столиц, а филиалы живут как самостоятельные города или колонии. Поэтому неудивительно, что и формы внутренних коммуникаций бизнес заимствует у организаций с более долгой историей – государств. Есть несколько правил, помогающих сделать такое общение с сотрудниками более эффективным.
1. Участие в «политинформации» не должно навязываться. Руководство старается как можно лучше рассказать о положении дел и своем отношении к нему, а слушать или нет и насколько часто – это личное дело каждого. Впрочем, как правило, активные сотрудники, которые ходят на встречи, сами разнесут услышанное дальше по цепочке.
2. Нужны и глобальные встречи, и локальные: глобальные позволяют синхронизировать общий пульс бизнес-организма, локальные же стимулируют кровообращение в его отдельных органах.
3. Важно проработать форматы, но главное – чтобы первые лица компании проявили реальную заинтересованность постоянно рассказывать о собственной картине мира, соотносить ее с корпоративным бессознательным. Иначе вся эта политинформация окажется, как и в советские времена, скучным и малоэффективным ритуалом.