© nharvey0076 / Flickr.com

Только ленивый сейчас не говорит о стартапах, инвестициях, инновациях и предпринимательстве. При этом базовые вопросы по-прежнему остаются риторическими: «Что такое предпринимательство?», «Чем отличается предприниматель от бизнесмена?», «Зачем нужны инновации?».

Первый раз меня заставили задуматься над этим Сергей Борисович Чернышев и Юрий Александрович Милюков на программе «1000 предпринимательских кадров» примерно десять лет назад. Тогда в ходе проектных сессий они посеяли во мне «бациллу предпринимательства» и сформулировали первые ответы.

После этого я прочитал массу книг, создавал или участвовал в создании около десятка разных стартапов, много раз возвращался к этим вопросам и всегда чувствовал потребность в хорошей артикуляции смыслов предпринимательства и инноваций.

Эти смыслы должны быть восприняты именно как теория, которая, тем не менее, имеет вполне разумное применение и в реальных условиях, если вы понимаете ее ограничения.

Положение первое: «Предпринимательство – это создание локальных монополий с целью извлечения сверхприбыли».

Монополист определяет цену и таким образом обеспечивает высокую доходность. Слово «локальная» здесь важно и имеет многомерный смысл. Действие монополии может определяться географией, способом доставки услуги или продукта, самим продуктом, бизнес-моделью, технологией и так далее. Есть и русская аббревиатура, которая характеризует локальную монополию, – УТП, то есть «уникальное торговое предложение». 

Когда ты так определяешь предпринимательство, то тебе не приходит в голову заниматься созданием 150-й копии купонного сайта на российском рынке. Идей и УТП совершенно невообразимое количество (скорее всего, легко доказать, что бесконечное, но я не упражнялся пока), а команд, способных их реализовать, существенно меньше. Если не верите – поговорите с коллегами из Fast Lane Ventures, которые регулярно ищут предпринимателей для своих проектов. Найти сильного предпринимателя даже на хорошие деньги и за приличную долю невероятно сложно. 

Этот же тезис дает ответ на вопросы «Зачем нужны инновации?» и «Что такое инновация?». 

Для меня слово «инновация» носит предпринимательскую коннотацию – это способ создания локальных монополий. Если вам удается извлекать сверхприбыль за счет создания локальной монополии, то для меня вы – предприниматель и инноватор.

Из этой мысли вытекает второй тезис: «Предприниматель ни с кем не конкурирует».

Он создал локальную монополию, а значит, у предпринимателя нет конкурентов. Рано или поздно везде появляется конкуренция. Что же происходит с предпринимателем и бизнесом в этот момент?

Для этого давайте ответим на вопрос: «Чем отличается предприниматель от бизнесмена?». Бизнесмен выкачивает ликвидность из существующей предпринимательской схемы. Предприниматель – ее создает. Бизнесмен – это атлет, подтянутый и прокачанный. Его мышцы полируются ежедневными тренировками и соревнованиями с другими атлетами. Когда речь идет о ежедневной конкуренции, ты должен быть всегда в форме, чтобы успешно состязаться.
Предпринимателю незачем качать мышцы. Он избегает любых соревнований. На своем поле, в своей игре и по своим правилам – он всегда победитель. 

Если предприниматель неплохо играет в настольный теннис и шахматы, то он создает «Шахпонг» (вы не знали, что есть такая игра?) и наслаждается победой. 

Когда на поле появляется второй игрок – в игру вступает бизнесмен. Предприниматель тем временем создает новую игру и новые правила.

Предприниматель вообще мыслит категориями предпринимательских схем. Его вселенная так устроена. Так он воспринимает ее. Он остро чувствует несовершенство мира и непрерывно комбинирует существующие элементы, чтобы получить предпринимательскую схему, которая адресует эти несовершенства и создает высокую добавленную стоимость, которая, в свою очередь, будет консолидирована в виде сверхприбыли… у предпринимателя.

Может ли предприниматель быть внутри компании, может ли он быть наемным сотрудником?

Если выйти еще на более высокий уровень абстракции и сказать, что предпринимательство – это mindset, философия, отношение к жизни, то почему бы и нет? Я достаточно часто слышу в последнее время от моих коллег, мол, «мне бы вот маркетолога, но такого, знаешь, entrepreneurial». Обычно под этим подразумевается, что человек очень самостоятельный, изобретательный в решении сложных задач, проактивный – предприимчивый, одним словом. Действительно, что вам мешает комбинировать различные ресурсы внутри компании для создания нового качества? Наденьте очки с «предпринимательским фильтром» и смотрите на мир через них. Замечайте несовершенства, находите новые возможности, комбинируя хорошо знакомые инструменты в новых предпринимательских схемах.

Последние 10 лет я ищу ответ на главный вопрос: «Предпринимателем рождаются или становятся?». И может быть, даже мое существование и развитие как предпринимателя – это моя личная попытка найти ответ на этот вопрос.