© Flickr.com/TeeJorty

Далеко не каждый стартап начинается с бросивших университет друзей, тесного гаража, газировки и дешевой пиццы. Это невероятно романтичный сценарий, но технологический мир сегодня переполнен венчурными деньгами. Чтобы получить их еще до запуска, зачастую достаточно хорошей команды, перспективной идеи и работающего прототипа. 

По крайней мере именно так складывалась история News360 – новостного агрегатора для планшетов и смартфонов, который разрабатывается в России и довольно успешно завоевывает американскую аудиторию. Сегодня у сервиса 2 млн активных пользователей. А известный технологический блогер Роберт Скобл называет его лучшим в своей категории.

Роберт Скобл о News360

«Я буду честным, я по-прежнему являюсь преданным фанатам Flipboard и идеи смешивать потоки из социальных сетей и обычных новостей из традиционных медиа. Поэтому когда недавно Роман Карачинский подошел ко мне и сказал, что его приложение лучше и удобнее для чтения новостей, я отнесся к этому с огромным скепсисом. Ну что сказать, я впечатлен. Я не знаю ни одного другого приложения, которое справлялось бы с агрегацией новостей лучше News360».

Но можно ли назвать News360 успешным? Сервис не только решает сложную задачу фильтрации информации, но и соревнуется со множеством не менее популярных стартапов, таких как Flipboard, Zite, Google Currents, Pulse и др. «До момента, когда можно будет говорить, что кто-то выиграл или проиграл, еще лет пять», – признает один из основателей Роман Карачинский.

В поисках счастья

News360 вырос из работы Карачинского на компанию «Медиалогия», которая занимается мониторингом СМИ, – и желания упростить себе жизнь. «Каждый день я тратил час на чтение своего RSS, еще столько же на Facebook. Потом нужно было проверить несколько любимых технологических блогов, – загибает пальцы Роман. – Лично меня это делало несчастным». 

Как сделать человека счастливым в эпоху беспрецедентного изобилия информации? Доверить фильтрацию новостей компьютерам.

В ходе одного проекта «Медиалогия» пыталась придумать, как удовлетворять информационные нужды топ-менеджеров крупных корпораций, у которых не хватает времени заниматься этим самостоятельно. Когда стало ясно, что из этого теоретически можно сделать продукт для массового рынка, акционеры «Медиалогии» инвестировали в создание News360. 

C первых дней Карачинский и Нина Григорьева, технический директор и сооснователь, оказались в комфортабельных условиях. На старте у News360 уже имелись некоторые наработки, был свой офис и готовая команда разработчиков. 

«Чтобы построить компанию, не обязательно первое время питаться одним дошираком, — говорит Роман. — Стартап требует энергии. Если ты ешь доширак, понижаешь свои возможности».

Но не стоит лепить на News360 ярлык антистартапа. Из двадцати человек, начавших работу в июле 2010 года, ровно половина в скором времени расстались с проектом. «Не все понимали, что такое делать стартап, – поясняет Григорьева. – Ты должен быть целеустремленным, ответственным и готовым пожертвовать жизнью ради дела. Не все к этому готовы».

Трехступенчатый план

Первое приложение News360 для iPhone появилось уже через три месяца – в октябре 2010 года. В марте 2011-го состоялся дебют iPad-версии. News360 анализирует тысячи историй из разных источников, пытаясь понять, какие они затрагивают темы и насколько каждая из них может быть интересна пользователю. 

«Наша цель – понять не что случилось вообще, а что конкретно интересует вас», – объясняет Карачинский. Приложение принимает в расчет не только такие параметры, как возраст или пол пользователя, но и ищет определенные закономерности в его поведении. «Например, вечером вы чаще читаете про спорт, а утром предпочитаете профессиональные темы. Мы ищем подобные тренды и пытаемся использовать их», – продолжает Карачинский. Следующий шаг – более глубокий анализ контекста. Где вы находитесь? Используете ли сейчас iPhone или iPad? Если вы стоите в клубе в гигантской очереди в туалет, вряд ли вы заинтересованы читать аналитические материалы о проблеме урегулирования вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке.

Пока News360 ориентирован лишь на англоязычный рынок и не зарабатывает ни копейки. Но и не пытается. Стартап следует трехступенчатому плану. Первый шаг – создание качественного приложения, второй – привлечение издателей, третий – монетизация. Сейчас, по словам Романа и Нины, они находятся в середине второй фазы.

News 360
Основание компании: Июль 2010
2 млн пользователей 10 млн новостей в месяц
Распределение пользователей:
Android/iOs: 50/50 смартфоны/планшеты: 60/40

Иллюстрация с официальной страницы приложения в Google play

Фильтр-пузырь

Netflix помогает вам выбрать фильм перед сном, Pandora подбирает подходящую музыку, Amazon рекомендует книги. Все эти сервисы уже доказали свою эффективность. Персонализация новостей пока находится на первых этапах эволюции. 

Но News360 тут далеко не единственный проект. Диапазон широк – от эффектного Flipboard до ветеранов из Pulse. В общей сложности News360 приходится соперничать с десятком сервисов, ставящих схожие цели. Это если не считать конкуренции со стороны традиционных RSS-ридеров, Facebook и Twitter, а также социальных новостных сообществ вроде Reddit.

Сколько у российского стартапа шансов на глобальном рынке? Не все идеи, положенные в основу News360, бесспорны. Одна из них, например, – не дать своим читателям угодить в так называемый «filter bubble», попав в который пользователь получает только ту информацию, которая согласуется с его точкой зрения. Именно поэтому для каждой истории News360 предлагает несколько источников. Но это противоречит изначальной идее сэкономить читателю время, да и не пользуется большим спросом. 

«По нашим данным, лишь каждый двадцатый читает об одном и том же событии в разных источниках. Это не так много, – говорит Роман. – Но и не так уже мало, если подумать».

До недавнего времени компания работала по-простому. News360 использовал публичные RSS-потоки. Чтобы прочитать всю новость, приходилось переходить на сайты изданий. Теперь News360 начинает договариваться с издателями, чтобы их новости появлялись непосредственно внутри News360. В конце сентября компания достигла договоренностей с парой десятков издателей, включая The Atlantic, Chicago Tribune, FOX Sports, Popular Science. Это важный шаг, но список партнеров явно требует пополнения. 

«Как, наверное, и любой стартап, мы всех боимся, но думаем, что всех победим, – шутит Карачинский. – Но сейчас уже понятно, что этот рынок вырастет в десять, а может быть, и в сто раз. Так что на нем смогут уместиться несколько победителей».