Постоянное психологическое давление на работе – неотъемлемая часть повседневной жизни. Новые технологии, постоянно меняющиеся правила и законы, проблемы с окружающей средой, нерегулярность капризы потребительского спроса, ускорение бизнес-циклов означают, что непоколебимое спокойствие и ощущение безопасности – непозволительная роскошь для руководителей. По статистике, с 1955-го по 1990-е годы в США почти половина ведущих предприятий во всех бизнес-сферах сохранили свои рыночные позиции. А в период 1990–2004 гг. более 2/3 компаний-лидеров рынка не просто потеряли рыночные доли, а вообще исчезли. 

Возможные последствия каждого отдельного решения могут быть гораздо серьезнее, а принимать эти решения надо гораздо быстрее, чем раньше: обстоятельства постоянно меняются. Можно ли приспособиться к этому темпу? Как оставаться успешным под постоянно усиливающимся давлением? 

Некоторые уверены, что давление и стресс помогают им демонстрировать лучшие результаты. Исследования говорят об обратном: в состоянии стресса людьми овладевают эмоции, вращающиеся вокруг решения «драться или убегать». А вот здравый смысл из их размышлений почти полностью исчезает. Внутреннее беспокойство, связанное с внешним кризисом, серьезно снижает способности людей трезво оценивать ситуацию и решать проблему. Результаты одного исследования, проведенного среди руководителей предприятий, показали, что, оказавшись в стрессовой ситуации, 20% работников начинали нервничать так сильно, что не могли ответить на две трети задаваемых им простых вопросов. 

Тем не менее, специалисты считают: даже из этого общего правила есть исключения. Эффективной работе в условиях стресса вполне можно научиться. О том, как это сделать, рассказывается в книге «Лучше под давлением» (Better under Pressure) психолога Джастина Менкеса. А многочисленные примеры, подтверждающие теории Менкеса, можно найти в книжке журналиста New York Times Пола Салливана «Тиски» (Clutch). В ней Салливан перечисляет самые тяжелые моменты для политиков, спортсменов и бизнес-лидеров, из которых они смогли выйти победителями. 

«Реалистичный оптимизм» – вот основное качество людей, которые успешно справляются с кризисными ситуациями. Эти люди верят, что сумеют эффективно решить проблему. Они убеждены, что сумеют выжать из ситуации максимум, но при этом они готовы реалистично смотреть на вещи. Людей, обладающих этим качеством, мало. В человеческой природе в виде защитного механизма заложено стремление не обращать внимания на реальные риски или неприятные факты – так организм борется с возможным стрессом. Причем этот защитный механизм настолько силен, что моментально распространяется на целые организации. В книге Менкеса приводится пример из истории компании Gillette. Когда в компанию пришел новый управляющий, ему пришлось заставить руководителей обратить внимание на падение продаж. Только когда они стали подавать ежедневные отчеты о продажах – родились предложения по решениям проблемы. 

Так как же заставить себя правильно реагировать на стрессовые ситуации? В обеих книгах приводятся примеры из мира спорта. Звезды спорта проводят очень много времени после соревнований, просматривая видео с выступлениями и анализируя собственные ошибки. Это помогает им не только не совершать таких же ошибок впоследствии, но и сохранять спокойствие в сложной ситуации благодаря тому, что они ее уже не раз проходили в своей голове и были к ней готовы.